Духовное чтение на 2 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

Христос Воскресе!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Благоверный князь Довмонт Псковский;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 16, стихи 16-34);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 9, стихи 1-38);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Благоверный князь Довмонт Псковский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы почтим память святого благоверного князя Довмонта Псковского. Князь Нальшинайский или Нальшанский родился около 1240 года, происходил из Литвы и сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать с 300 литовскими семьями в Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял Святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным стражем земли Русской. Основная его заслуга как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Но, несмотря на победу в генеральном сражении, русские войска простояли под стенами Раковора три дня, а приступить к осаде и штурму города помешала потеря в битве обоза с осадными приспособлениями. В следующем году Тевтонский Орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной десятидневной осадой Пскова, ведь святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. Рыцари отступили при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом.

У святого князя был благочестивый обычай – в благодарность Господу он возводил рядом с Кремлем храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где с малой дружиной разбил немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с семнадцатью иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой князь Довмонт-Тимофей заболел и вскоре скончался, он был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно как вел их в бой, когда городу угрожала опасность.

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба.

Святой благоверный князь Довмонт и его супруга, в схиме преподобная Марфа, почившая через год после мужа, удостоились чести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери. Ныне мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Подчас может быть и неясно, почему военачальников, проливших немало крови, Святая Церковь причисляет к лику святых. Но важно понимать, что эти святые брали на себя ратный подвиг не ради собственного тщеславия или алчности, а потому что чувствовали долг перед Отечеством, желали душу свою положить за ближних своих, хотели сохранить православную веру и культуру для потомков. Вот и апостол Павел писал в Послании к христианской общине Рима: Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 3–4). И вот перед нами яркий пример такого отмстителя. Мы верим, что и после своей земной кончины святой князь Довмонт помогает русским воинам в защите от зложелателей пределов нашего Отечества.

Святый благоверный княже Довмонте, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Деяния святых Апостолов (глава 16, стихи 16-34)

те дни,> случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Иоанна (глава 9, стихи 1-38)

И, проходя, увидел <Иисус> человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я — свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что́ скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему‐то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот — грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что́ сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что́ еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 2 июня 2019 года

… Мы подчас забываем, Кому молимся. Настолько сам процесс чтения нас захва­тывает, что мы забываем, перед Кем стоим, и Кому эти слова говорим, стараясь лишь исполнить какой-то закон. И это большая опасность. Фарисеи очень здорово молились и очень крепко знали Священное Писание, а когда к ним пришел Бог, они Его распяли. Да, мы уже научились исполнять правило, и ежедневно читать Евангелие вошло у нас в навык, многие его даже очень неплохо знают. Тем не менее, на нашей жизни это не отражается никак, потому что все это пока еще фарисейство. А наша праведность должна превзойти праведность фарисеев, иначе мы не войдем в Царствие Небесное. Господь ставит нам задачу высшую: «Вы слы­шали, что сказано: око за око и зуб за зуб… А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­гословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас». Вот что Господь требует.

37, красный

Духовное чтение на 2 июня 2019 года

 

Духовное чтение на 2 июня 2019 года