Духовное чтение на 3 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христос Воскресе!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 3 июня 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Равноапостольный царь Константин;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 17, стихи 1-16; глава 26, стихи 1-20);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 11, стихи 47-57);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Равноапостольный царь Константин

Святой император Константин родился в провинции Верхняя Мезия в городе Наисс (ныне это город Ниш в Сербии) около 272 года. Отцом святого Константина был Констанций I Хлор, впоследствии провозглашенный цезарем Галлии и Британии, а матерью его – будущая святая и равноапостольная Елена, происходившая из простой семьи.

Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и святая Елена. Так как Елена была из простого народа, то впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице Августа Максимиана Геркулия Феодоре. Согласно законам того времени, из-за происхождения ни святая Елена, ни его сын Константин автоматически не имели никаких прав, но благодаря Констанцию Хлору Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате второго брака Констанция у Константина оказалось три сводных брата и три сводных сестры, однако Константин был воспринят наравне с прочими.

В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе каждой из которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из них в Западной половине и был отец императора Константина.

Будущий правитель всей Римской империи Константин был воспитан в уважении к христианской религии, в то время как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана и его соправителя Максимиана Галерия – на Востоке и императора Максимиана Геркула – на Западе.

После смерти отца святой Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил на небе сияющее знамение Креста, после чего для войска были сделаны штандарты с изображением креста и надписью «Сим побеждай».

Когда царь Константин сделался полновластным правителем Западной части Римской империи, то в 313 году он издал Миланский эдикт, дававший свободу вероисповедания христианам. А в 323 году, когда в результате ряда победоносных сражений он как единственный император воцарился над всей Римской империей, Константин распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

К IV веку Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешнего вторжения правитель должен был находиться ближе к границам империи. Отказавшись от язычества, святой Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. Старый город был расширен и окружен неприступными крепостными стенами. Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет – 11 мая 330 года Константин официально перенес столицу Римской империи в Византий и нарек его Новым Римом, однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и тот самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Промыслом Божиим Животворящий Крест был обретен в 326 году.

Однако мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, отвергавшего Божественную сущность Иисуса Христа и учившего о тварности ипостаси Сына Божия. По повелению императора в 325 году был созван Первый Вселенский собор в городе Никее. Император присутствовал на заседаниях собора, на котором ересь Ария была осуждена и был составлен Символ веры.

После Никейского собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. Однако лишь в самом конце жизни он принял святое Крещение, хотя готовился к его принятию всю свою жизнь. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы, 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.

Святый равноапостольный царю Константине, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Деяния святых Апостолов (глава 17, стихи 1-16; глава 26, стихи 1-20)

те дни Павел и Сила,> пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. Глава 26. Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту: царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. И ныне я стою́ перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию‐то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых? Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах. Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: «Савл, Савл! что́ ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Я сказал: «кто Ты, Господи?» Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Иоанна (глава 11, стихи 47-57)

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Вся жизнь есть некая школа, и в этой школе постоянные экзамены: всякие обстоятельства, искушения — легкие, трудные, средней тяжести, а бывают и очень тяжелые испытания. Это экзамен, когда мы должны по­казать, что в нас есть христианского.
Известно, что друзья познаются в беде. И если мы христиане — как Христос говорил про нас: «друзи Мои», — если мы действительно друзья Божий, то тогда только в искушениях мы и можем показать Христу, на что мы способны, и на что мы годны, и насколько мы верны Богу. Вот, напри­мер, когда мы очень устали, будем ли мы Богу молиться? Так ли мы Его любим, как говорим, или больше любим все-таки себя: ляжем полежим, вместо того чтобы молиться? Или когда нас бьют по правой щеке и нам хочется дать сдачи, отомстить за себя, как мы поступим? Что мы больше лю­бим, заповедь Божию, которая говорит нам: подставь левую, — или самих себя, желание отомстить?
В течение жизни очень много таких экзаменов. Но самый острый экзамен — это смерть. Господь сказал: в чем застану, в том и сужду. Скоро мы с вами будем умирать, каждый по-своему: один от инфаркта, другой от рака, может, кого-то зарежут в подъезде, муж убьет пьяный. У каждого своя смерть, и эти смертные врата никого не минуют. Как мы будем встре­чать этот главный экзамен? С чем? О чем мы будем думать? Будем ли мы в страданиях благодарить Господа? Вся наша жизнь — это есть всего лишь подготовка к этому переходу.

35

Духовное чтение на 3 июня 2019 года

Духовное чтение на 3 июня 2019 года