Духовное чтение на 11 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 11 июня 2019 года. На его страницах Вы сможете прочесть жизнеописание; Евангелие дня и наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых – Святитель Лука (Воин-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Крымский;
• Священное Писание – Деяния святых Апостолов (глава 21, стихи 26-32);
 Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 16, стихи 2-13);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Святитель Лука (Воин-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Крымский

Святитель Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Окончив гимназию, он решил посвятить себя тому, что полезно для страдающих людей, и избрал стезю врача, хотя имел прекрасные художественные дарования. По окончании университета будущий святитель посвятил себя практике и теоретическим исследованиям в области медицины. В конце 1904 года он обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она родила ему четверых детей, но скончалась от туберкулеза в 1919 году.  В 20-х годах Валентин Феликсович возглавлял кафедру оперативной хирургии в Ташкенте, где активно участвовал и в церковной жизни. Слова епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» он воспринял как Божий призыв.

После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принял монашеский постриг с именем святого апостола, евангелиста и врача Луки. 31 мая 1923 года иеромонах Лука по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был тайно рукоположен во епископа. С того времени начался его крестный исповеднический путь. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не сломили святителя в исполнении его архипастырского долга и во врачебном служении людям. Сосланного властями в далекий Туруханск святого врача утешал всемирно известный ученый  Иван Петрович Павлов: «Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве», писал он.

Владыка был не только великим молитвенником, но и настоящим профессионалом. Так, например, в Сибири ему пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом.

Между первой ссылкой в Туруханск и второй ссылкой в Архангельск владыка жил в Ташкенте. Там он продолжал вести прием больных у себя на дому. Однажды владыка Лука заметил на ступеньках городской больницы девочку-подростка и маленького мальчика. Выяснилось, что их отец умер, а мать в больнице. Лука повел детей к себе в дом и нанял женщину, которая ухаживала за ними, пока не выздоровела их мать. Девочка-подросток Шура стала помогать владыке Луке на врачебных приемах. Она быстро освоила основы медицины и уже через год стала хорошей медицинской сестрой. Владыка Лука постоянно посылал Шуру по городу искать больных, нуждающихся в помощи и материальной поддержке.

Будучи в третьей ссылке под Красноярском, в начале Великой Отечественной войны, епископ Лука предложил властям свой опыт и мастерство для лечения раненых советских воинов. С октября 1941 года его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности.

Многие врачи с радостью учились у православного епископа. Он требовал от них делать все возможное для спасения больных, говорил, что они не имеют права даже думать о неудаче. Владыка Лука не терпел равнодушия к медицинскому долгу. С каждым раненым он вступал в личные отношения, помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Ныне стали широко известными слова владыки Луки: «Для хирурга не должно быть случая, а только живой страдающий человек».

Помимо того, что владыка Лука много оперировал, он должен был консультировать в разных госпиталях. В 1942 году за три недели профессор побывал в семи госпиталях, осмотрел более восьмидесяти человек. Он просил разыскивать раненых с гнойными, осложненными поражениями тазобедренного сустава, тех, кого большинство хирургов считали обреченными. Многие раненые из безнадежных были вылечены. Работать приходилось в невыносимых условиях. Здоровье владыки иссякало. Во время операций он все чаще опускался на стул, потому как не держали ноги. Трудно было подниматься по лестницам: давало себя знать хроническое заболевание легких, эмфизема. Молиться святителю приходилось дома: перед войной в Красноярске закрыли последнюю церковь. Радости богослужения были лишены в городе тысячи людей. Рассказывают, что верующие приносили владыке много икон, так что одна стена его комнаты вся блестела от окладов и лампадного света.

Срок последней ссылки закончился в середине 1942 года. Той же осенью святителя возвели в сан архиепископа на Красноярскую кафедру. Возглавляя ее, он продолжал хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества.

В 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру, а с 1946 по 1961 год был правящим архиереем Симферопольской и Крымской епархии.

Владыка Лука сделал ряд открытий, ввел в употребление регионарную анестезию. Перу выдающегося хирурга принадлежат знаменитые «Очерки гнойной хирургии», которые вышли в свет в ноябре 1944 года. До сих пор эта книга является настольной для многих хирургов. В декабре 1945 года святителя наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». За выдающиеся достижения в медицине он получил Сталинскую премию первой степени, которую пожертвовал на нужды сирот. В 1958 году Господь послал ему новое испытание — слепоту на оба глаза. Уже будучи совсем слепым, он продиктовал своему помощнику свою самую известную книгу автобиографию «Я полюбил страдание». Скончался владыка Лука 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших, и был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, а ныне его мощи покоятся в Свято-Троицком Соборе Симферополя.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!

Священное Писание, 52

Деяния святых Апостолов (глава 21, стихи 26-32)

те дни> Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Духовное чтение на 11 июня 2019 года

Святое Евангелие от Иоанна (глава 16, стихи 2-13)

казал Господь Своим ученикам:> Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Ни один человек на земле не может Бога вынудить что-либо сделать. Это только магия с помощью каких-то ухищрений пыта­ется заставить бесов на себя работать: по­колдовал, такие-то слова сказал, заклинание прочел — и вот оно как бы без усилий ду­ховных само вышло. Магия всегда проще: поставь четырнадцать свечей, плюнь через левое плечо, перевернись. В духовной жизни так не бывает. Каждый из нас знает, что нет на свете ничего труднее молитвы. Поэтому святые отцы говорили: «Молиться — это кровь проливать». И действительно, лучше всю посуду перемыть и дважды в квартире ремонт сделать, чем вечернее правило читать. Недаром мы всегда молитву откладываем на потом, потому что это каторжный труд. Лучше я сейчас вот это, вот это сделаю, чтобы у меня было оправдание: дескать, вот, Господи, видишь, я совсем без сил, Ты уж меня прости, я уж прочту как-нибудь.
Совесть наша обличает, конечно же, что это никакая не молитва, но все-таки перед Богом постояли — и то слава Богу.  Но лучше бы, конечно, не так. Лучше бы, конечно, чтобы это стало главным делом нашей жизни. Пусть это трудно, но этим трудом-то мы и свидетельствуем перед Богом, что мы Ему верны, что все-таки общение с Ним мы предпочитаем всему. Всему на свете мы предпочитаем общение с Богом: Святое Причащение, молитву, чтение Священного Писания. А еще общение с Богом происходит через оказание любви ближнему, потому что Господь сказал: что сделали «одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Конечно, очень трудно преодолевать в себе косность, дебелость, рассеянность, но награда, которая за это бывает, ни с чем несоизмерима. Тот малый труд, который че­ловек предпринял ради благодати, и та благодать, которую он получает, несоизме­римы абсолютно. Поэтому и называется «благодать» — Божий дар. Сколько бы ты ни трудился, хоть лоб расшиби, хоть тысячу поклонов каждый день делай, все равно, если Господь призрит на твой труд и даст тебе благодать, это все равно будет дар. Потому что любой труд ничто по сравнению с этим даром. Просто труд наш на этом поприще есть свидетельство наше перед Богом, что мы подлинно этого хотим.

32

На главную страницу сайта