Духовное чтение на 14 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 14 июня 2019 года.

• Жития святых – Мученик Иустин Философ;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 27, стихи 1-44);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Иоанна (глава 17, стихи 18-26);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Мученик Иустин Философ

Святой мученик Иустин Философ родился на рубеже I – II веков, в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина были греки и язычники. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины, он получил классическое образование, которое предполагало хорошее знание философии. Получение дальнейшего философского образования подробно описано им самим. Сначала он обратился к стоику, затем – к перипатетику и пифагорейцу. Стоик не удовлетворил святого Иустина, поскольку не считал познания о Боге необходимыми; перипатетик хотел установить плату за занятия, за что Иустин счел его «недостойным имени философа». Пифагореец потребовал от него знания музыки, астрономии и геометрии и отказался принять не имевшего соответствующих познаний Иустина в ученики. Тогда святой Иустин Философ обратился к платоникам, учение которых особенно привлекло его представлением о бестелесном, теорией идей, а также стремлением к созерцанию Бога, как писал сам святой, «ибо такова цель Платоновой философии».

Став учеником платоника, он достиг значительных успехов в преподаваемой ему философии. На обращение Иустина в православие сильно повлияла стойкость в вере христианских мучеников. Он писал: «И сам я, когда еще услаждался учением Платона, слышал, как поносят христиан, но, видя, как они бесстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтобы они были преданы пороку и распутству». Однако поворотным моментом стал случайный разговор с неким старцем-христианином, предположительно состоявшийся в Эфесе. Иустин прогуливался по берегу моря, когда встретил «старца, почтенного видом, с приятной и важной осанкой», с которым у него завязалась беседа на философскую тему. В ходе беседы старец аргументированно критиковал некоторые положения основных философских школ, противопоставляя им писания пророков, мужей блаженных, праведных и угодных Богу, говоривших Духом Святым и живших гораздо раньше, чем «почитаемые за философов». В результате беседы со старцем святой Иустин понял, что эта христианская философия «единственная, незыблемая и полезная».

На 30-м году жизни Иустин принял Святое Крещение, однако продолжал носить плащ философа. С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», – писал он. Святой Иустин открыл в Риме училище, где проповедовал христианскую философию. Он последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения в спорах с еретиками, убедительно опровергая и языческие мудрования, и еретические искажения христианства.

Около 155 года, когда император Антонин Пий открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту невинно осужденных на казнь христиан Птоломея и Лукия, и еще одного, третьего, имя которого осталось неизвестным. «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.

В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном иудеем». Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия.

Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой во второй раз пришел в Рим, завидовавший ему Крискент, которого Иустин побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Согласно «Актам Иустина», во дни второго пребывания святого Иустина Философа в Риме он и шесть его учеников были арестованы и предстали перед судом префекта, философа-стоика и учителя императора Марка Аврелия. На вопрос префекта об учении, которого придерживается святой мученик, тот ответил: «Я старался познать всякие учения, но пристал к истинным учениям христиан, хотя они и не нравятся лжемудрствующим». Далее святой Иустин исповедал веру в Бога «Творца мира и Создателя всей твари» и «Господа Иисуса Христа Отрока Божия, о Котором предсказано было пророками, что Он придет к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений». После того как Иустин Философ и его ученики решительно исповедали себя христианами, префект спросил, уверен ли святой в том, что после бичевания и казни он взойдет на небо? «Надеюсь благодаря терпению, если претерплю. Но знаю, что и проживших правильно ожидает благодать Божия». Несмотря на угрозы префекта, мученики отказались принести жертвы идолам, после чего были подвергнуты бичеванию и обезглавлены. Произошло это примерно в 166 году. Ныне мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.

Святый мучениче Иустине, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

 Деяния святых Апостолов (глава 27, стихи 1-44)

те дни,> когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него. Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни. Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго‐западного и северо‐западного ветра, и там перезимовать. Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились и поплыли поблизости Крита. Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон. Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам. И, набежав на один островок, называемый Кла́вдой, мы едва могли удержать лодку. Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились. На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз, а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению. И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано: нам должно быть выброшенными на какой‐нибудь остров. В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой‐то земле, и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен. Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря и ожидали дня. Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала. Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море. Когда настал день, земли́ не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем. И, подняв якори, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто‐нибудь, выплыв, не убежал. Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем‐нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Иоанна (глава 17, стихи 18-26)

Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Когда человек попытается исполнить за­поведи Божий, он увидит, что у него ничего не получается. Потому что невозможно ни одну заповедь исполнить самому человеку. Если бы это было возможно, тогда Господь бы и не посылал на Церковь Духа Своего Святаго, это было бы не нужно. Вот тебе заповедь, напрягись, собери свою волю, сосредоточься и исполняй. Многие из нас мучаются на молитве и пытаются сосредото­читься: ты сосредоточиваешься, а ум твой рассредоточивается, и так можешь хоть до утра стоять, это дело абсолютно бесполезное. Потому что когда человек сам хочет испол­нить заповедь, это невозможно, для этого нужна духовная сила, которую подает Бог. Любую заповедь Божию можно исполнить только с помощью Божией, если мы будем смиренно Его просить о том,  чтобы Он помог: Господи, Ты мне в этом помоги, помоги, я ничего не могу, я нищ. И вот если будешь просить, тогда Господь в ту меру, в которую ты в данный момент своего духовного развития сможешь удержать, и даст тебе благодать. И сколько Он тебе даст, столько ты и помолишься, а все остальное будет просто твое усилие и благочестивое упражнение.

Мы-то привыкли к самости, привыкли все делать, полагаясь на себя, о Боге мы даже на молитве вспоминаем нечасто, у нас просто такая самостоятельная задача стоит — прочитать. И мы как-то забываем, что стоим перед Богом, что мы мо­лимся Ему, что Он рядом, поэтому, естественно, ничего и не получается. А если бы мы обратились к Нему, если бы мы почувствовали, что Он рядом стоит, и если бы мы всю веру свою направили на это, тогда был бы хоть малый, но обязательно результат. Господь обязательно откликнулся бы на подлинное обращение нашего сердца к Нему. И так с каждой заповедью. А то, говорит, у меня не получается за­поведь исполнить. Но у тебя и никогда ничего не получится, потому что ты все сам, все «я». Наша гордость нас ослепляет. Поэтому очень важно для нас в Святое Еван­гелие вчитываться. Слова Господни надо воспринимать не как нечто сказанное когда-то для кого-то, а так стараться Евангелие читать, чтобы ты почувствовал, что это Господь обращается к тебе, что эти слова вечные, звучали и будут звучать всегда во вселенной, эти слова нетленны, в них нет никакого изменения, пременения, преложения, это абсолютная, непоколебимая истина. И наша цель — только склониться перед ней и постараться изо всех наших немощных сил ее принять. А дальше? А дальше все время просить Господа, чтобы Он нас управил. И все время свою жизнь соотносить со словом Божиим.

35

Духовное чтение на 14 июня 2019 года

Духовное чтение на 14 июня 2019 года