Духовное чтение на 23 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Святитель Василий, епископ Рязанский;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 11, стихи 33-40, глава 12, стихи 1,2);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея, главы 10,19;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Святитель Василий, епископ Рязанский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно вспоминаем святителя Василия Рязанского и Муромского. Литературный памятник, созданный в середине XVI века, «Повесть о епископе Василии», рассказывает нам о угоднике Божием, жившем во второй половине XIII века. О происхождении его никаких свидетельств не сохранилось. К тому же в русской Церковной истории известны два епископа Василия Рязанских, живших с разницей всего в полвека. Несмотря на то, что традиция ассоциирует святителя Василия Рязанского с Рязанским епископом Василием I, многие моменты жития святителя хронологически относятся к периоду жизни епископа Василия II, поэтому нельзя однозначно установить, о каком из Рязанских епископов говорит житие. Первые подвиги своего благочестия святой начал в Муроме. Там он принял на себя святой монашеский образ, и когда Промыслу Божию было угодно поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигами воздержания, кротости и смирения.

Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв на себя высокий сан архиерейства, святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия – примером своему стаду в молитвах и посте.

Но враг рода человеческого своими кознями настроил паству муромскую против святителя, и тот был изгнан по ложному обвинению в постыдной для монаха связи с женщиной, но вскоре возвращен обратно. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Старой Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, владыко прибыл, владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти встречать архипастыря.

Однако недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров Старая Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Господь назначил другое место пристанища и упокоения – Переяславль Рязанский, то есть современную Рязань. Предание говорит, что святитель Василий приплыл сюда по Оке и Трубежу с Муромским образом Божией Матери к церкви святых Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию, а храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба с того времени стал собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского – одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим – дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Богу было угодно прославить Своего угодника нетлением мощей, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский собор (ныне это Христорождественский собор). Событие произошло 10 июня 1609 года. По причине Смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом святителя Василия.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено Святейшим Патриархом Алексием II.

Святителю отче Василие, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Послание к Евреям (глава 11, стихи 33-40, глава 12, стихи 1,2)

ратия! Все святые,> верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 12. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса
Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Матфея, главы 10,19 

казал Господь Своим ученикам:> Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. <…> Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 19. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 23 июня 2019 года

… «Брат спросил старца: «Сестра моя бедна; если я из любви даю ей что-нибудь, в этом случае не есть ли она одна из нищих?» Старец отвечал: «Нет, потому что самая кровь привлекает тебя к ней». То есть ты даешь ей не потому, что она бедна, а потому, что она твоя сестра, ты ее жалеешь. Поэтому тот, кто помогает своим детям или внукам, никакой награды от Бога не получает. Потому что если бы ты имел подлинную лю­бовь, ты бы на улице ребеночка подобрал или в детском доме взял и ему бы служил. А так просто по крови тебя твое влечет. Поэтому ты всего лишь удовлетворяешь свою страсть, делаешь то, что по естеству. И корова это делает, лижет своего теленка, экая невидаль. А вот ты чужого возьми и больного — вот тогда будет награда. Поэтому многие, думая, что несут великий подвиг, душу свою кладут на детей, на внуков, так что порой даже некогда помолиться и в церковь сходить, на самом деле пусть не обольщаются: они удовлетворяют собственные страсти, а ничего для Бога доброго этим не делают. Это не значит, что надо детей и внуков бросить, нет, упаси Бог, но не нужно ду­мать, что они делают нечто такое высокое и необыкновенное. Потому что это ведь естественно, если в семье кто-то болен, что его родственник за ним ухаживает, ничего тут особенного нет. Подвиг несет только тот, кто ухаживает за чужим, кото­рый ему никто. Вот это уже подвиг, который венчается от Бога. Потому что чело­век делает нечто сверх своего естества. Господь ценит только это, потому что христианство — это жизнь сверхъестественная. Господь требует от нас сверхъесте­ственной нравственности. Он так и говорит: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если древний Моисеев закон повелевал: «Око за око, зуб за зуб», то Господь требует уже высшего: прощай.
Кошке дай по щеке — и она тебя лапой, все понятно. Или собаку пни ногой — она тебя за ногу укусит. Так и мы: ты мне слово — и я тебе слово. Ты меня облаял — и я тебя. Ты со мной не здороваешься — и я с тобой не буду. Это обычная челове­ческая жизнь. А Господь требует высшего: он тебе сделал гадость — а ты ему подари коробку конфет. Вот это уже поступок, который требует от человека усилия воли. Он тебя обидел, он поступил нехорошо — а ты возьми его и прости. На такое способен совсем не каждый, а один из тысячи. И это как раз перед Богом и ценно, потому что это поступок Божественный, так поступает только Сам Бог.

37, красный

Духовное чтение на 23 июня 2019 года

Духовное чтение на 23 июня 2019 года