Духовное чтение на 24 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 24 июня 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Апостол Варфоломей;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 2, стихи 28,29; глава 3, стихи 1-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 6, стихи 31-34; глава 7, стихи 9-11);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Апостол Варфоломей

Дорогие братья и сестры! Священное Писание рассказывает нам о том, как святой апостол Варфоломей стал учеником Господа нашего Иисуса Христа. Библеисты сходятся во мнении, что апостол Варфоломей и апостол Нафанаил – это одно лицо. Для эпохи Нового Завета не было редкостью иметь два имени, ведь и апостол Павел носил изначально имя Савл, и апостол Петр был Симоном. А логика такова: в перечне апостолов святые евангелисты Матфей, Марк и Лука апостола Варфоломея ставят сразу за апостолом Филиппом, который и призвал, согласно повествованию апостола и евангелиста Иоанна Богослова, некоего Нафанаила. Вот этот отрывок:

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «иди за Мною». Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил сказал ему: «из Назарета может ли быть что доброе?». Филипп говорит ему: «пойди и посмотри». Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «почему Ты знаешь меня?». Иисус сказал ему в ответ: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил отвечал Ему: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус сказал ему в ответ: «ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего». И говорит ему: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Ин. 1, 43-51).

Почему же апостол Варфоломей или Нафанаил так реагирует? Почему он говорит: из Назарета может ли быть что доброе? Профессор Александр Павлович Лопухин, русский православный церковный писатель, библеист, богослов и толкователь Священного Писания таким образом объясняет эту сложную ситуацию: «Назарет пользовался, очевидно, у галилеян недоброй славой, если Нафанаил так нехорошо отзывается о нем. Поэтому-то Нафанаилу и представляется невероятным, чтобы из такого города, пользующегося незавидной репутацией, пришел Мессия. Kогда по приглашению Филиппа Нафанаил пошел ко Христу, Христос сказал о нем ученикам Своим, что Нафанаил – настоящий израильтянин, без всякой фальши… Нафанаил, услышав добрый отзыв, сделанный о нем Христом, удивленно спрашивает Христа, почему Он знает его, знает его характер? В ответ на это Христос указывает на Свое сверхъестественное ведение, напоминая Нафанаилу о каком-то случае из его жизни, о котором знал только один Нафанаил. Но этот случай, по-видимому, был такого рода, что в нем высказалось истинно израильское достоинство Нафанаила. Все сомнения Нафанаила после этого исчезли, и он выразил свою твердую веру во Христа как в Сына Божия и Царя Израилева».

Владыка Михаил Лузин так поясняет реакцию святого апостола Нафанаила на характеристику Господа и слова Я видел тебя под смоковницею : «…естествен в устах его вопрос, почему же Он знает его? Из ответа на этот вопрос Нафанаил должен был уразуметь, что Господь – всеведущий. Он увидел, что Господь знал о разговоре его с Филиппом (в словах прежде нежели позвал тебя Филипп) и еще знал нечто, о чем никто не знал: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Евангелист не поясняет, что значит эта загадочная речь Господа, но она до такой степени поразила Нафанаила, что он немедленно же убедился и исповедал, что говорящий с ним есть Мессия. Видно только, что Господь говорит о чем-то важном, что было с Нафанаилом под смоковницею. Может быть, Нафанаил, по обычаю благочестивых евреев – удалялся в какое-либо уединенное место для благочестивых упражнений, молился, каялся и плакал под тенью этого дерева, вдали от взоров людских, в саду или роще, как и Сам Господь имел обычай молиться в таких местах. Я видел тебя, – говорит Господь. Очевидно по ходу повествования, что разумеется не обыкновенное видение, не телесными очами; иначе в этом не было бы ничего особенного, что так могло бы поразить Нафанаила и извлечь из сердца его исповедание веры в Господа. Речь идет о ви́дении в смысле знания Господом внутреннего состояния души Нафанаила, его мыслей, желаний, намерений, расположений, чувствований, по которым Господь так точно определил характер Нафанаила как истинного израильтянина».

Рассказ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о призвании святого апостола Варфоломея показывает нам, насколько индивидуален подход нашего Спасителя к призванию каждого верующего и как мало нужно Богу, для того чтобы оказать такое большое влияние на человека. Всего несколько фраз произнес Господь Иисус Христос, а святой Нафанаил уже исповедует Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Так же аккуратно и незаметно действует Господь в жизни каждого из нас. Что же касается дальнейшего жизненного пути апостола Варфоломея, то подлинных данных у нас очень мало, а различные предания очень расходятся. По преданию, святой Варфоломей вместе с апостолом Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, также сообщается о его поездке в Индию и проповеди в Армении.

Святый апостоле Варфоломее, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Послание к Римлянам (глава 2, стихи 28,29; глава 3, стихи 1-18)

ратия,> не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. 3. Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем». Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Матфея (глава 6, стихи 31-34; глава 7, стихи 9-11)

казал Господь:> Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. 7. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Часто мы совсем не умеем исповедоваться, и научить этому нельзя в силу того, что отношения каждого из нас с Богом — особенные. Бог по­стоянен, Он не меняется, поскольку Бог — это самое высокое совершенство, которое только возможно. Какой Господь был тысячу лет назад, такой Он был и миллиард лет назад, такой будет и через миллион лет. А человек ме­няется, и все люди разные: мы отличаемся своим характером, воспитанием, жизненными обстоятельствами, полом, здоровьем, цветом глаз. И это раз­личие диктует наши особые отношения с Богом: каждый молится по-своему, Бога чувствует по-своему, исповедуется по-своему. Есть только определен­ные общие линии: как у любого человека определенное количество костей в теле, у любого есть голова, руки, ноги — и в этом мы все похожи, — также существуют и некоторые правила исповеди.

Когда-то в древности, бывало, каялись и перед всей Церковью, но это мало кто может выдержать и мало кто может выслушать спокойно, не соб­лазнившись, не осудив. Поэтому такой обычай исчез и уже более полутора тысяч лет люди каются в своих грехах индивидуально, на исповеди, в тай­ном собеседовании. Однако это собеседование зачастую превращается в нечто иное и таинство покаяния не достигает своей цели оттого, что мы не помним, что исповедуемся не священнику, а стоим перед Богом. Свя­щенник порой становится для нас препятствием во время исповеди, потому что нам мешают всякие посторонние, смущающие мысли и мы забываем, что припадаем к Самому Господу Богу, а священник является лишь свиде­телем, представителем Церкви, через которую Бог раздает благодать и мир. Нам нужно на исповеди стоять как на Страшном суде; поэтому на аналое кладется крест и Евангелие. Евангелие содержит в себе слово Божие, это есть слово жизни, а крест напоминает нам о той жертве, которую принес за нас на Голгофе Христос Спаситель. Эти два великих символа знаменуют Самого Христа, являют то, что Он здесь невидимо стоит.

Подходя к исповеди, нужно всегда помнить о том, что мы не со свя­щенником в беседу вступаем о своих житейских делах и заботах, а подходим к страшному таинству: мы присутствуем на Страшном суде. Господь знает все наши грехи, немощи, все наше лукавство, двоедушие, малодушие, лицемерие, болтливость, себялюбие, разнеженность, нашу лень на молитву, лень на добрые дела. Господь знает, как нам не хочется читать Священное Писание, как тяжело отстаивать в церкви; знает, что мы зачастую ничего не понимаем в богослужении, не интересуемся совершенно духовной жизнью, заповедями Божиими; что мы даже в семье, как собаки, грыземся; постоянно друг друга осуждаем, если не словами, то мыслью; завидуем, говорим друг про друга плохое. Господь знает, что мы постоянно недовольны нашей жизнью — все нам не так, как хотелось бы, — и что мы пользуемся благами, которые Он нам посылает, как будто они принадлежат нам по праву, хотя мы не заслужили ни солнца, ни неба, ни деревьев и никакой красоты. Мы достойны только наказания, а требуем к себе отношения очень ласкового. Все это Господь знает.

Кто-то скажет: а если Господь знает, то зачем тогда исповедоваться? Да, Богу, конечно, это не нужно, это нужно нам. Так же, как и Церковь — она нужна только нам, Господь ее для нас основал, чтобы она нас спасала. Христа так и называют: Спаситель. От чего Господь спасает? Зачем Он во­обще пришел на землю? Господь пришел спасти нас не от каких-то тяжелых обстоятельств, трудностей или болезней, а от греха. И если мы приходим в церковь не для того, чтобы изменить свою греховную жизнь, а за чем-то другим, то мы еще совсем не христиане и к Церкви никак не принадлежим. Церковь существует только для того, чтобы спасать нас от греха.

Для чего нужно обязательно назвать свои грехи? Потому что когда кто-то подходит к исповеди и говорит: «Во всем грешен» — это равносильно тому, что он сказал: «Я не грешен ни в чем». И если священник спрашивает такого человека: «Ну а в чем все-таки ты согрешил?» — он отвечает: «Не знаю». Вроде во всем, а на самом деле — ни в чем. Человек не осознает, в чем состоит грех его жизни, и поэтому не знает, в чем нужно ее исправить. Грех — это не только поступок; это и плохая мысль, это и чувства худые; это может быть даже и отсутствие каких-то поступков. Вот, например, при­ходит человек и говорит: «Я редко хожу в церковь». Да, то, что ты в церковь не ходишь постоянно, каждое воскресенье, грех. Но если, уходя из церкви, ты не принимаешь решения с этого дня начать ходить в церковь посто­янно, значит, покаяния не совершилось. Раз человек знает, что он грешит, и все-таки сознательно продолжает это делать, значит, он является против­ником Божиим.

И вот, чтобы с нами этого не случилось, нам нужна постоянная испо­ведь. Нужно, чтобы мы с каждой исповедью делали шаг по направлению к Богу. Вот согрешил тем-то и тем-то, Господи, Ты меня прости, я больше так не буду. И я делаю шаг по направлению к Царствию Небесному. Если у нас будет такая жизнь, то постепенно, год от года, наша жизнь начнет ис­правляться, пути управляться, и так к концу жизни мы достигнем Царствия Небесного.

35

Духовное чтение на 24 июня 2019 года

Духовное чтение на 24 июня 2019 года