Духовное чтение на 26 июня 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 26 июня 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобная Александра Дивеевская;
• Священное Писание – Послание к Римлянам (глава 4, стихи 13-25);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 7, стихи 21-23);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобная Александра Дивеевская

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно вспоминаем первоначальницу Дивеевской обители – преподобную Александру Мельгунову. Будущая святая Александра в миру звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы на рубеже 20-х–30-х годов XVIII столетия. Отец рано умер, и мать сама воспитывала ее в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку, и Агафия Семеновна недолго была замужем. Ее супруг рано скончался, около 1755 года оставив ее с маленькой дочерью на руках.

Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу. Она со своей дочерью отправилась в Киев и поступила в Киево-Флоровский монастырь, где постриглась с именем Александра. Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и получить от Нее прямое указание идти на север России, и основать новую обитель там, где укажет Пресвятая Дева. Старцы посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью.

В 1760 году шла она из Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя двенадцати верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Она выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте удостоилась увидеть Божию Матерь, и услышала от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих…» Когда видение окончилось, мать Александра проснулась и пошла в Саровскую пустынь с великой радостью.

Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на мать Александру. Строгая обстановка монастыря покорила ее душу. Познакомившись с насельниками, Агафия Семеновна открыла им свою душу и попросила от них совета и вразумления. Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять все, указанное Царицей Небесной, а также поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновка.

В деревне Осиновка вскоре заболела и скончалась десятилетняя дочь Агафьи Семеновны – порвалось последнее звено, связывающее ее с миром. Это произошло около 1764 года. Тогда она решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями, для чего отправилась в свои поместья. Немало времени потребовалось ей для устройства дел: около 3 лет. Она продала все свои имения, чем значительно увеличила свой и без того большой капитал. Затем часть капитала положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить храмы Божии.

Агафия Семеновна вернулась в Дивеево в конце 1767 года. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника Василия Дертева, жившего вдвоем с женой. На его дворе Агафия Семеновна выстроила себе келлию и прожила в ней в скромности 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. Святая Александра на свои средства занялась строительством и благоукрашением храмов. Сперва отремонтировала деревянную Стефановскую церковь, а затем пристроила к ней придел во имя святителя и чудотворца Николая и придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Построила целую каменную церковь в честь Казанской иконы Богородицы, получила для нового храма список Казанской иконы из самой Казани. Большую часть своего капитала матушка Александра пожертвовала в Саровскую пустынь. Она помогала многим девицам-сиротам в миру: чтобы соблюсти их чистыми от греха, наделяла их приданым, и они могли выйти замуж.

За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить монашескую общину, чтобы исполнить все приказанное Божией Матерью. В 1788 году одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, пожертвовала матушке Александре 1300 квадратных сажен своей земли рядом с церковью. Взяв благословение, мать Александра построила на этой земле три келлии и оградила пространство деревянной оградой; одну келлию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, идущим через Дивеево в Саров, а третью предназначила для приглашенных жить трех послушниц.

Нужно отметить, что великая старица, мать Александра с особенным уважением обращалась к еще юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону Серафиму, будущему чудотворцу.

В июне 1789 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий ангельский образ. Дивная старица, схимонахиня Александра, скончалась 13 июня в возрасте не более 60 лет.

Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены лишь в сентябре 2000 года и перенесены в церковь Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря, где и почивают ныне.

Преподобная мати Александро, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Послание к Римлянам (глава 4, стихи 13-25)

ратия,> не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления. Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, — как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», — пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Духовное чтение на 26 июня 2019 года

Святое Евангелие от Матфея (глава 7, стихи 21-23)

казал Господь:> Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Христианство многим совсем не по плечу. Как это так? От этого отказаться, от этого отказаться, от этого. Я так не могу, мне это надо, и это, и это… Поэтому Церковь — это совсем не для всех. И Царствие Небесное — это совсем не для всех. Это для очень не­многих: только для тех, кто сможет преодолеть свое падшее естество и духом своим возвыситься до небесной жизни. А как возвыситься? Все это делается понемножку, в преодолении. Вот спать хочется — нет, все-таки я помолюсь. Есть хочется и то, и другое — нет, я все-таки попощусь. Хочется в постельке полежать — нет, я все-таки в храм пойду. Обидел кто, на душе горько, хочется что-то злое в ответ сказать — нет, я все-таки промолчу, а еще лучше за обид­чика и помолюсь. И так вся жизнь из этого будет складываться: хочется что-то делать по своему звериному естеству — нет, не буду, я человек, я христианин, я в креще­нии Богу обещал быть хорошим и поэтому стараюсь сам себя прижать, исправить. Терпения нет, мочи нет — обращусь к Богу: Господи, помоги. И Господь поможет сразу.

Господь хочет всем нам дать Царство Небесное. Если человек устремляется и Господь видит, что человек очень-очень хочет не на словах, а на деле, тогда Господь и дает. Поэтому если мы с вами захотим, Он и нам даст. Тогда все мы встретимся в Царствии Небесном. А кто не захочет, тот, значит, останется в погибели. И что же, все погибнут? Да, все погибнут. Господь Сам сказал: «Не бойся, малое стадо!» Тех людей, которые действительно желают жить по-Божьи, их очень немного, а остальные все на словах. Они так и говорят: мы Бога в душе имеем, нам этого вполне хватает.

Так, в душе чувствует, что Бог есть, и ему этого достаточно. А то, что он живет прямо против воли Божией, дела до этого нет никакого. Поэтому когда такой человек умирает, это самый страшный момент его жизни. Поэтому все люди так и смерти-то боятся, все хотят пожить подольше да полечиться — именно бытие свое на земле продлить. Чувствует душа, что ждет за гробом жуть кромешная, потому что всю жизнь без Бога прожил — и теперь в эту бездну нырять. Это все равно, что в черный бездонный колодец с закрытыми глазами. Что там будет? Не знает че­ловек, потому что живет впотьмах. И эту тьму только заповеди Божии способны рассеять.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта