Духовное чтение на 3 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 3 июля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Праведный Николай Кавасила;
• Священное Писание – Послание к Римлянам (глава 8, стихи 2-13);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 16-22);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Праведный Николай Кавасила

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно вспоминаем удивительного святого, который, не будучи облечен в священный сан, был прославлен как православный богослов и литургист, ученый-энциклопедист, философ, писатель и представитель византийской традиции исихазма – это святой праведный Николай Кавасила.

Два солунских святых XIV века носили имя Кавасилы. Старший Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению управлял солунской паствой до 1340 года, при императоре Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335–1340 годах Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи с исихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита — будущий Константинопольский патриарх Исидор Бухир.

Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни. Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать его партии, посольство в 1346 году отправилось к его сыну Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, путем этих самых отношений Николай приобрел благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям. В результате святой Николай был другом и советником императора Иоанна Кантакузина на протяжении многих лет, поддерживал его во время гражданской войны и с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года. В 1347 году Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя. Он и Кавасила направились на Святую Гору, где пробыли год.

Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, император Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Николай Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.

Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным. Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения, ради принятия монашеского пострига призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея. Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были мирянин Николай Кавасила и еще двое архиереев: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. Но этот случай показывает высокий авторитет Кавасилы среди современников, раз его предлагали возвести прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.

В то же время Николаю Кавасиле как приверженцу исихастского учения пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. На созванном в 1351 году Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником православия и строгой аскетической жизни.

Один только краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится отрывок из его комментария на Птоломея; ко времени его занятий делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных. Из его богословских произведений известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма. Однако слава Николая Кавасилы как богослова-мистика главным образом основана на его сочинении «О жизни во Христе». В семи главах этого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению и исследованию природу православной духовной жизни.

Также известным творением Николая Кавасилы является его «Изъяснение Божественной литургии». Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилой монашеского пострига или священного сана. Вероятной датой кончины праведного Николая Кавасилы является 1397 год.

Святый праведный Николае, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Послание к Римлянам (глава 8, стихи 2-13)

ратия,> закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

Духовное чтение на 3 июля 2019 года

Святое Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 16-22)

казал Господь Своим ученикам:> Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что́ сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Если мы однажды услышали голос Христов и хотим быть верны Ему, если мы твердо встали на этот путь, то мы должны хоть и медленными шагами, но идти вперед, не размениваясь на мелочи. И в зависимости от того, кому что уготовано, в зависимости от того, кто сколько потрудится, каждый из нас займет некую обитель в Царствии Небесном, которую Господь ему уготовил. Еще человек не родился — а Господь уже уготовил ему место в Царствии Небесном, потому что это Господь творит душу человека. И каждому дано достичь того, что определено ему Богом, но не все достигают — по разным причинам. Один по лени: неохота подвизаться, скучно, трудно, уныние перебарывает. Другой от того, что грешит, и каждый раз, согрешая, он отгоняет от себя благодать Божию, и то время, которое он мог бы потратить на подвиг ради Христа, он проводит в грехе, то есть вместо того, чтобы служить Богу, служит дьяволу. А начать сначала ему с каждым разом становится все труднее. Поэтому даже если в конечном итоге он и спасается, то не достигает такой благодати, которую мог бы достичь в силу способностей и в силу того креста, которые дал ему Бог.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта