Духовное чтение на 4 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенного прочтения предлагаем календарь, посвященный 4 июля 2019 года, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых – Преподобный Максим Грек;
• Священное Писание – Послание к Римлянам (глава 8, стихи 22-27);
• Евангелие дня – Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 23-31);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 54

Преподобный Максим Грек

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно вспоминаем преподобного Максима Грека. Родившийся в 1470 году в греческом селении Арта, в миру Михаил Триво́лис происходил из аристократической семьи. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование. Окончив школу на острове Корфу, он уже в двадцатилетнем возрасте баллотировался в совет этой самоуправляемой территории, но потерпел неудачу.

После поражения Михаил уехал в Италию, главным образом для изучения языка и философии древних греков. Жил и занимался в Милане, особенно много во Флоренции. Предположительно в 1505 году он уехал на Афон, где принял постриг в Ватопедском монастыре с именем Максим. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно возникали некоторые неточности в переводах.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против мусульман, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию.

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Лишь через 16 лет после первого заключения преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение, то есть разрешили причащаться Святых Таин.

Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр, он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.

Преподобный Максим Грек скончался в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника – 21 января 1556 года. Был погребен у северо-западной стены храма во имя сошествия Святого Духа на апостолов Троице-Сергиевой лавры. Над местом погребения преподобного была воздвигнута часовня. Она неоднократно перестраивалась и расширялась, а в 1938–1940 годах была уничтожена. Лишь в 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских святых канонизирован был и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей: к моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Возникла необходимость в археологических раскопках. 24 июня 1996 года духовник лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви лавры. И уже 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад патриарху Алексию I. До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе лавры. 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм.

Преподобне отче Максиме, моли Бога о нас!

Духовное чтение на 4 июля 2019 года

Послание к Римлянам (глава 8, стихи 22-27)

ратия,> знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Духовное чтение на 4 июля 2019 года

Евангелие от Матфея (глава 10, стихи 23-31)

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Мы своим детям никакого вос­питания не дали: ни светского, ни цер­ковного. И нет ничего удивительного в том, что сын в тюрьме, или пьян­ствовать начал, или с женой развелся. Это следствие того, что мы ничему доброму его не научили. И вот теперь, когда наше дитя великовозрастное по­падает в какую-то беду, мы приходим и просим и хотим, чтобы немедленно дали какую-то особую молитву или чтобы батюшка помолился — и прямо тут же он бы исправился, тут же пить перестал или же его из тюрьмы выпустили, сразу сошелся с женой. Все чтобы опять мгновенно наладилось. Как же это возможно? Вот сколько ты недомолился, воспитывая его, сколько ты в него не вложил сил, эти все силы тебе теперь придется потратить на молитву за него, чтобы он встал на добрый путь. И может быть, он на этот добрый путь встанет лет в восемьдесят или в шестьдесят, но все-таки вста­нет. Цыплят считают по осени, говорят. Поэтому не надо отчаиваться, если у нас что-то сразу не получается, надо терпеливо молиться. А то часто бывает: замуж вышла, и вот муж теперь такой-сякой. Надо же было раньше смотреть. Надо было либо не выходить за него, либо уж теперь терпеть. Ну как его, уже взрослого человека, исправить так, чтобы он хорошим был, добрым, непьющим? Раз уж сделана в жизни какая-то ошибка, то, значит, надо теперь молиться, просить у Бога, чтобы Господь Сам исправил. И молиться придется долго, долго, долго.

34

На главную страницу сайта