Духовное чтение. Петров пост

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами страница духовного чтения, посвященная 12-дню Петрова поста, которая включает в себя 12-главу Деяния святых Апостол и проповеди митрополита Калужского и Боровского Климента.

Проповедь Евангельская. Деяние святых Апостол.

ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛ

Глава 12-я

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,

2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,-

4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,

14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.

19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.

20 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской.

21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;

22 а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.

23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.

24 Слово же Божие росло и распространялось.

25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

Проповедь

Не рой себе яму… в вечности

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

“Не только в ветхозаветной истории, но и в Евангелии есть слова, которые у многих вызывают недоумение и даже тревогу. К ним относится предостережение Христа о том, что «хула на Духа не простится человекам», да еще «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31 и 32).

Неужели за какую-нибудь глупость, сказанную о Святом Духе, человеку уже не получить прощения не только при жизни, но и после смерти? Как же Господь, Который призывает всех людей прощать и любить даже своих врагов, Сам не может простить человеку кощунственного высказывания или просто необдуманных слов и обрекает его за это на вечную погибель?

Чтобы разобраться в смысле этих евангельских слов, сначала надо понять, что именно является хулой по отношению к Святому Духу. Святые отцы единогласно признают, что это не слова, пусть даже недопустимые: грубые или кощунственные, — сказанные в адрес Третьей Ипостаси Святой Троицы, а нечто иное. Столь грозное Божие предостережение должно относиться к чему-то глубинному — тому, что способно лишить человека общения со своим Творцом.

По святоотеческому учению, хулой на Святого Духа является сознательное противление бесспорной истине. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что речь идет о таком состоянии человека, когда он воспринимает или внутренне осознает нечто как истину, но по собственной воле поступает вопреки ей.

О какой же истине идет речь? Если кто-то начнет утверждать, что теорема Пифагора неверна, мы не назовем это хулой на Святого Духа, хотя при этом человек будет сознательно противиться очевидной истине. Но ведь не Духом Святым открыта эта теорема, как и прочие сведения научного порядка. Они познаны людьми в силу природных способностей человека, которые даны Творцом для познания сотворенного мира, его устройства и действующих в нем закономерностей. Так что Спаситель говорит вовсе не о противлении научным или иным истинам земного порядка. О чем же?

Вспомним, что предшествовало словам Христа о хуле на Духа Святого. В присутствии многих людей, в том числе и фарисеев, Он совершил чудо исцеления человека слепого, немого и одержимого. Какие страдания испытывал тот человек, даже представить страшно. Но как только его привели к Спасителю, тут же «слепой и немой стал и говорить, и видеть» (Мф. 12, 22). Никакими человеческими усилиями сделать это невозможно. Христос действовал силой Божией, то есть совершил исцеление как Истинный Бог.

Это было очевидно всем присутствующим, тем более фарисеям, людям ученым и хорошо знавшим Священное Писание. Они прежде остальных должны были воочию убедиться, что в данном исцелении действует Сам Бог Своей благодатью. Но они сознательно внутренне противились этой очевидной мысли, не желая признавать Христа Богом. Тем самым они сопротивлялись Господу, желавшему их спасения.

Изыскивая разные способы, чтобы оправдать отвержение несомненной истины, фарисеи обвиняют Христа в колдовстве, говорят, что Он совершил чудесное исцеление бесноватого «силою веельзевула» (Мф. 12, 24), то есть с помощью дьявольской силы. Они клевещут, чтобы сохранить свое земное благополучие, власть, почет от народа, опасаясь, что признание Богом Иисуса Христа, проповедующего Небесное Царство, нарушит спокойное течение их земной жизни, опрокинет весь устоявшийся порядок их безбедного существования. И ради своего временного покоя они готовы сражаться с Истиной до конца и убеждать в своей правоте других.

Даже когда Христос делал то, что может сделать исключительно Бог, — например, когда воскресил четырехдневного Лазаря, тело которого уже подверглось разложению, — они все равно не захотели признать это действием Божиим. Не только наперекор совести, но и вопреки здравому смыслу первосвященники пришли к решению «убить и Лазаря» (Ин. 12, 10), чтобы не оставлять в живых свидетеля Истины. На что только не готов пойти человек в своем упорном противлении Богу!

Духовное состояние, приводящее человека к поступкам, совершаемым вопреки очевидной истине, только потому, что этого требует окружающая среда, или привычный образ жизни, или сиюминутная выгода и тому подобное, Господь и называет хулой на Духа Святого, которая не простится ни в сем веке, ни в будущем.

С апостольских времен Святой Дух неизменно пребывает в Христовой Церкви, освящает христиан и наставляет их «на всякую истину» (Ин. 16, 13), приближающую к Богу и соединяющую с Ним. Те же, кто отвергает такую истину, самовольно преступает ее и учит этому остальных, навеки лишаются единства с Богом. До тех пор, пока такие люди оправдывают свое ложное убеждение и богопротивный образ жизни, они попросту неспособны принять от Бога прощение.

Второе заглавие, храм на пригорке

11-й день Петрова поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера