Духовное чтение на 5 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 5 июля 2019 года.

• Жития святых – Святитель Григорий, митрополит Валашский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 9, стихи 6-19);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 10, 11);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Святитель Григорий, митрополит Валашский

Будущий святитель Григорий Валашский, а во святом крещении Георгий, родился в 1765 году в Бухаресте. Греческий, латинский языки и богословие Георгий изучал в Бухарестской академии святого Саввы. Около 1790 года вместе с двумя выпускниками академии, Геронтием и Дорофеем, он поступил в Нямецкий монастырь, где преподобный старец Паисий (Величковский) постриг его в монашество с именем Григорий. Вскоре монах Григорий был рукоположен во иеродиакона и вместе с Геронтием приступил к переводу учительных книг с греческого на румынский. Некоторое время они совместно трудились в Нямецкой обители, а затем возвратились в Бухарест. Здесь, в митрополичьей типографии по благословению митрополита Унгро-Влахийского Досифея стали печататься их переводы. Помимо переводческой деятельности отцу Григорию было дано послушание заведовать библиотекой митрополии. В 1802 году оба инока возвратились в Нямецкий монастырь, и митрополит Молдавский Вениамин поручил им перевод новых книг для публикации.

Русско-турецкая война 1806-1812 годов прервала деятельность монахов-книжников. Осенью 1812 года отец Григорий и Геронтий вместе с духовником Каллиником из монастыря Секу совершили паломничество на Святую Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя на них напали грабители, и Геронтий скончался под их пытками. Отец Григорий остался в живых и по возвращении продолжил труды по переводу и изданию духовной литературы в типографии Нямецкого монастыря. По просьбе нямецких иноков он написал и издал также житие святого Паисия (Величковского).

После 1817 года иеродиакон Григорий перешел в монастырь Антим, затем в монастырь Кэлдэрушани, где им были подготовлены новые переводы, опубликованные в Бухарестской типографии.

4 января 1823 года на заседании Государственного совета из трех кандидатур, предложенных на митрополичью кафедру, господарь Григорий Гика утвердил кандидатуру иеродиакона Григория. Предание утверждает, что, будучи вызван в Бухарест, Григорий пешком преодолел весь путь от Кэлдэрушанской обители до столицы. 9 января он был рукоположен во иеромонаха и возведен в достоинство архимандрита, 10 января хиротонисан во епископа, а 11 января 1823 года настолован митрополитом Унгро-Влахийским.

Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантных кафедр: им были поставлены епископы для Арджешской, Рымникской и Бузэуской епархий. Владыка Григорий разрешил финансовые проблемы митрополии, обремененной большими долгами, доставшимися в наследство от предыдущих предстоятелей. Проявил особое внимание к нуждам приходских священников и диаконов: упорядочил взимание с них различных налогов и уменьшил их количество, пресекая злоупотребления и незаконные поборы со стороны благочинных. Он оказывал материальную поддержку вдовам и детям священников, был главным попечителем румынских школ в Валашском княжестве, подготовил открытие в своей митрополии епархиальных духовных семинарий, которые стали открываться вскоре после его кончины. При этом митрополит продолжил свою переводческую и книгоиздательскую деятельность на румынском языке. А в 1828 году в Бухаресте при его содействии было отпечатано Четвероевангелие на болгарском языке.

В 1828 году в ходе новой русско-турецкой войны Дунайские княжества были заняты русскими войсками и подчинены русской администрации. Митрополит Григорий выступил против обложения священников и народа дополнительными налогами, за что был в январе 1829 года смещен с кафедры новыми властями и отправлен в Кишинев. В декабре 1831 года удаленному митрополиту было разрешено вернуться на свою кафедру, но, прибыв в феврале 1832 года в Бузэу, он был вынужден задержаться там более чем на год. За это время митрополит основал там типографию и издал несколько переводов, сделанных им в Кишиневе, из трудов святителя Иоанна Златоуста и других святых отцов. Напечатанные книги он раздаривал священникам и мирянам. В апреле 1833 года митрополит оставил Бузэу, направившись в монастырь Кэлдэрушани, а в августе того же года вернулся на кафедру в Бухарест.

По возвращении, уже престарелый и больной, святитель вновь занялся устроением церковной жизни. Его проекты предусматривали, в частности, создание новых монастырей и епархиальных семинарий, поставление священника для каждого села или хутора (при наличии в селе более 50 дворов – двух священников), освобождение их от барщины. Незадолго до кончины митрополита Григория в Кэлдэрушанской обители под его надзором начали переиздавать его «Жития святых» в двенадцати томах, но при жизни владыки вышли лишь два тома. Святитель скончался в Бухаресте 22 июня 1834 года.

Священный Синод Румынской Православной Церкви в октябре 2005 года принял решение о причислении митрополита Григория к лику святых. Мощи его были положены в монастыре Кэлдэрушани.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Послание к Римлянам (глава 9, стихи 6-19)

ратия,> не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя». То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаю́тся за семя. А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын». И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «бо́льший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Матфея (глава 10, 11)

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. 11. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Зная, что вся настоящая Церковь уже давно расстреляна, а оста­лись лишь немощные, больные, Господь, по Своему необычайному милосердию, сказал слугам: «Идите, соберите всех, кого ни попало», то есть никчемных, ненужных, больных и ду­шой, и телом, и духом, совершенно ни на что не способных, настолько немощных, что ни о каком подвиге христиан­ском с ними вообще речи быть не может. И вот нас всех собрали, потому что мы, хоть и такие окаянные, Господу очень дороги, Он нас очень-очень любит, бесконечно нам прощает всю нашу придурь, нашу гордость, наше ни на чем не основанное тщеславие. Господь хочет нас спасти.

Человек что любит, то он и собирает, что любит, тем и живет. Если мы хотим быть христианами, мы должны жить с Богом и жить для Него. Поэтому каждый свой поступок надо с этим соизмерять и каждый день неплохо себе задавать вопросы: я этот день ради чего прожил, ради кого? какие мысли бродили у меня в голове? какие желания гнездятся в моем сердце? чего я хочу, небесного или земного, Божеского или человеческого?

35

Духовное чтение на 5 июля 2019 года

Духовное чтение на 5 июля 2019 года