Духовное чтение на 12 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 июля 2019 года.

• Жития святых – Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел;
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (глава 11, стихи 21-32);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 16, стихи 13-19);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел

Святой апостол Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон, а имя Петр (от греческого Петрос – камень) возникло от прозвища, которое ему дал Господь наш Иисус. Симон был женат и работал рыбаком вместе со своим братом апостолом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус Христос сказал: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 19-20). Став учеником Иисуса Христа, апостол Петр сопутствовал ему во всех путях Его земной жизни. Петр был одним из любимых учеников Иисуса. Вместе с апостолами Иаковом и Иоанном он присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Господа нашего.

Особенно замечателен в Евангелии такой момент, связанный с Петром. Иисус Христос задал ученикам вопрос, что они о Нем думают. «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф. 16, 17-19).

Святой блаженный Августин так комментировал слова Господа: «На сем камне на том, что ты сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго, на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо ты Петр: от камня Петр, а не от Петра камень, точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого камня апостол Петр так назван? – Послушайте апостола Павла: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10, 1-4). Вот от какого Камня Петр!»

По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу Христу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника Малху в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Спаситель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от Него, прежде чем пропел петух. Но позже Петр искренне раскаялся и был прощен воскресшим Господом. Апостол Петр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов, где играет главную роль.

В Деяниях описывается, как апостол Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. В 49 году он принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины. По преданию, во время гонений императора Нерона на христиан апостол Петр был распят в 64 году на перевернутом кресте, то есть вниз головой, по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Казалось бы, с кем можно сравнить святого апостола Петра? И не только сравнить, а даже приравнять! И вот нам открывается совершенно другая история, история святого апостола Павла, «апостола язычников», первоначально даже не входившего в число двенадцати апостолов, не видевшего Спасителя при Его земном служении и, что еще хуже, в юности участвовавшего в преследовании христиан. Он был иудеем средиземноморской диаспоры, родился в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла – Савл. Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия, он обучался Торе у одного из самых знаменитых учителей того времени – раввина Гамалиила Старшего. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе его семьи. Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. Он еще носил имя Савл, когда пережил опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом. Сам Христос привел его к обращению и возвел в апостольское достоинство. После этого он стал чаще использовать свое римское имя Paulus, что значит «маленький», и называл себя «наименьшим из апостолов».

В результате многочисленных путешествий апостолом Павлом было создано множество христианских общин на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. На момент своего миссионерского служения святой апостол Павел был холост. Был ли он безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Согласно традиционной точке зрения, апостол Павел перенес много страданий и был не распят, а как гражданин империи предан почетной казни: обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году.

Святые апостолы Петр и Павел разнятся почти во всем. Один из образованных иудеев, другой из простого народа, один неотступно сопровождал Господа Иисуса Христа при жизни, другой Его даже не видел, один римский гражданин, другой нет, один женат, другой холост, один стал в первую очередь авторитетом для иудеев, другой – для язычников, один оставил после себя два послания, другой – четырнадцать. Они так дополняли друг друга во всем, что Церковь решила, что вместе они являют собой абсолютную полноту апостольского служения. И мы, современные христиане, читая Священное Писание, должны черпать их опыт для проповеди Евангелия всему миру.

Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Второе послание к Коринфянам (глава 11, стихи 21-32)

ратия!> если кто смеет хвалиться чем‐либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный вовеки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Матфея (глава 16, стихи 13-19)

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Животное не размышляет о своей жизни: не размышляет о смысле ее, не размышляет о том, куда его жизнь притечет. А человек тем отличается от животного, что не может жить просто так, ему обязательно надо знать, зачем он живет, какой в этом смысл. Тот поистине человек, кто познал самого себя. Человек всегда может оценить свой поступок и понять, хорош он или плох. Это основано, прежде всего, на совести. Когда человеческая совесть еще жива (обычно это у молодых людей бывает, а с годами совесть постепенно засыпает и потом и вовсе умирает), то, если человек сделает что-то нехорошее, он сожалеет об этом, иногда стесняется в этом признаться, старается себя как-то оправдать, но совесть его все равно мучает, напоминает о дурном, содержащемся внутри. Человек может оценить свой поступок и на основании того, что люди скажут. Если его поступок неприемлем для остальных людей, то из этого он может заключить, что он поступил плохо.
Но если совесть уже молчит, а вокруг все грешат таким же образом, то человеку кажется, что поступок его нестрашен. Вот мы идем по улице, и посреди дороги лежит убитый человек. Конечно, нас этот вид ужаснет. Но для людей, которые бывали на войне и видели убитых каждый день десятками, это стало самой обычной вещью. Подошел, ногой пнул, смотрит, сапоги еще хорошие — взял и снял. Люди, которые в морге работают, даже завтракают рядом с покойником: лежит покойник, а они спокойно завтра­кают, потому что привыкли.
Наша обычная мирская жизнь весьма грешная. Люди друг на друга злятся, ругаются, разводятся, блудят, детей убивают во чреве. И все это стало обычным явлением. Недавно я был в деревне, так там ребеночку всего три года, а он уже очень сильно матом ругается. Причем когда меня увидит, замолкает, потому что он знает мое отношению к этому: ему уже дедушка с бабушкой объяснили, что при мне ругаться нельзя. То есть то, что суще­ствует человек, которому это не нравится, как-то его ограничивает, а все остальное не ограничивает. Когда ему было два с половиной года, совесть его еще как-то останавливала, а теперь совесть уже молчит и окружающая среда молчит. И он может спокойно пребывать в грехе, в грехе смертном, который растлевает и губит душу, и ничего с этим пока не поделаешь. Может быть, вырастая, он осознает, что это плохо, и перестанет, а может быть, уже и не сможет, настолько это войдет в привычку. Нужно стараться прийти в себя, задуматься: как, зачем я живу, какой в этом смысл?

35

Духовное чтение на 12 июля 2019 года

Духовное чтение на 12 июля 2019 года