Духовное чтение на 13 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам для духовного прочтения рубрики, включающие в себя следующие публикации:

• Жития святых – Преподобный Петр, царевич Ордынский (Ростовский);
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 6, стихи 11-17);
• Евангелие дня – Евангелие от Матфея (глава 8, стихи 14-23);
• Толкование Евангелия – Свт. Иоанн Златоуст;
• Поучение – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Преподобный Петр, царевич Ордынский (Ростовский)

Дорогие братья и сестры! Сегодня празднуется собор 12-ти апостолов, сопровождавших Спасителя при Его земной жизни. И мы будем молитвенно вспоминать преподобного Петра Ордынского, память которого празднуется только сегодня.

Святой Петр царевич – ясный пример того, что пребывание пастырей Русской Церкви в Золотой Орде, хотя и тяжелое для них, не оставалось без плодов для святой веры. Ростовский епископ Кирилл в XIII1 веке ходил в Орду к хану Бергаю по нуждам Церкви. По обычаю, при восшествии нового хана на престол наши князья и пастыри ходили на поклон к нему. Так было и при Бергае, когда он взошел на престол после брата своего в 1257 году. Ласково принятый Бергаем, святитель Кирилл, по его желанию, рассказывал ему о святой вере, как распространял ее святой Леонтий в Ростове, какие чудеса совершаются при его мощах во славу имени Христова и силой Христовой. В числе слушателей беседы епископа с ханом был юный племянник Бергая, сын его брата. Слово о вере Христовой пало на добрую почву – на сердце юноши. Он был сильно поражен тем, что слышал о святой вере, и стал уверяться в пустоте своей языческой религии: поклонении солнцу, звездам и огню.

В том же году у хана разболелся единственный сын, и, вспомнив рассказы Ростовского епископа об исцелениях, совершающихся при гробе святителя Леонтия, он вытребовал Кирилла к себе для исцеления сына. После теплой молитвы к Богу и ко Пресвятой Богородице святитель молил чудотворца Леонтия оправдать дело святой веры перед заблудшими. Прибыв в Орду, он исцелил больного царевича молитвой и освященной водой. Щедро одаренный ханом, Ростовский епископ отправился в Отечество. Юный племянник хана во время пребывания епископа у Бергая решился удалиться с ним в Ростов, чтобы там принять святую веру. Не смея открыть своих намерений матери, боясь власти дяди, он тайно ушел из Орды и, догнав на дороге епископа, со слезами просил взять его с собой. Святитель согласился.

В Ростове царевич жил какое-то время в доме епископа, ходил смотреть на чин богослужения, слушал чтение и пение, и все его приводило в восторг. Царевич просил крестить его, однако владыка, заботившийся о своей пастве, велел царевичу ожидать до времени, опасаясь гнева ханского на землю Русскую. Но прошло довольно времени, умер хан Бергай, прекратился в Орде поиск царевича, и святитель с любовью окрестил его с именем Петра. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, посещал богослужения, жил чисто и воздержно, отличаясь скромностью, молчаливостью, богомыслием и склонностью к молитве. Через какое-то время святой Петр женился и имел многочисленное потомство.

Когда блаженный святитель Кирилл скончался, то в 1261 году из Авраамиевой обители взошел на кафедру Ростовскую святитель Игнатий. Продолжая усердно посещать храм Божий и жить благоговейно, по временам Петр забавлялся соколиной охотой на берегу озера Неро. Раз, замедлив до ночи на этой охоте, заснул он у озера. Ему явились во сне, а по пробуждении и наяву, святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Ужаснулся юноша, видя пред собой светлых мужей ростом, превышающим человеческий, и далеко освещавших своим сиянием окрестный мрак; трижды хотел он восстать и трижды повергался пред ними. И они, подняв его, ласково сказали: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал, и желаем, чтобы и здесь, где заснул ты, создана была церковь в наше имя; завтра ты выменяешь три иконы, одну Богородицы с Предвечным Младенцем и две святых, отнесешь их к епископу и скажешь, что апостолы Петр и Павел повелевают построить в их имя церковь на указанном ими месте». Блаженный Петр пробыл в молитве до утра на том же месте, где явились ему апостолы. Потом нашел в городе у иконописца три указанные иконы, выменял и понес их епископу.

В ту же ночь святителю Игнатию явились апостолы и приказали построить храм в их честь. Устрашенный тоном приказания и видом их, владыка Игнатий утром пригласил к себе Ростовского князя Бориса и, рассказав ему о видении, говорил: «Не знаю, что делать? Недоумеваю, где строить храм?» В это время они увидели Петра с иконами на руках; епископ и князь были поражены и изумлены, откуда мог взять Петр иностранец такие прекрасные иконы, тогда как в городе на то время не было иконописца. Выслушав рассказ Петра, они благоговейно поклонились святым иконам, отслужили перед ними молебен в храме, совершили крестный ход на место явления святых апостолов и здесь, в построенной наскоро часовне поставили чудные иконы.

Тогда же возникла дружба между ордынским царевичем Петром и Борисом, князем Ростовским. Блаженный Петр выбрал обширную площадь на берегу озера. На отведенном месте был построен храм святых апостолов и при нем основался монастырь. По смерти своей супруги, незадолго до собственной кончины, святой принял иночество в основанной им обители. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году.

Преподобне отче Петре, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Римлянам (глава 6, стихи 11-17)

ратия,> почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Евангелие дня, 56

Евангелие от Матфея (глава 8, стихи 14-23)

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Толкование Евангелия, 56

Свт. Иоанн Златоуст

и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им

Марк, желая показать и время, говорит: и тотчас (Мк. 1:30); а Матфей описал только чудо, не означив времени.

Другие говорят, что больная даже просила Его; но Матфей и об этом умолчал. Впрочем, в этом нет разногласия: одно происходит от краткости, а другое от полноты повествования.

Но для чего Христос вошел в дом Петров? Мне кажется, для принятия пищи; на это указал и евангелист, когда сказал: встала и служила им. Христос останавливался у учеников, как например, и у Матфея, когда его призвал, чтобы через то почтить их и сделать усерднейшими. Но ты и здесь заметь Петрово почтение к Нему. Имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, он не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим.

Итак, не Петр приводит Его в дом, но Он сам по собственной воле пришел, после того как сотник сказал: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой (Мф. 8:8), показывая, сколько Он благоволил к ученику. Но представь, каковы были дома этих рыбаков; при всем том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всем попирать человеческую гордость. Иногда Он словами только исцеляет, иногда и руку простирает, а иногда делает и то и другое, чтобы видимо было врачевание Его. Он не хотел всегда чудодействовать необычайным образом.

Но Ему надлежало еще скрываться, и особенно при учениках, потому что они в великой радости все бы рассказали. И это видно из того, что, по восшествии на гору, Он почел нужным объявить им, чтобы они никому не сказывали. Итак, коснувшись тела, Он не только прекратил горячку, но и вполне возвратил здоровье. Так как болезнь была незначительна, то Он явил Свое могущество в способе лечения, чего не могло бы сделать врачебное искусство.

Вам известно, что и по освобождении от горячки больным требуется много времени для того, чтобы придти в прежнее здоровье. Но тогда все зараз последовало. И не здесь только случилось это, но и на море. И там Он не только укротил ветры и бурю, но тотчас остановил и самое движение волн, что было также странно. (Обычно) и после того, как буря прекратится, волны еще долго колеблются.

Но у Христа не так; у Него все вместе прекращалось. Так именно случилось и с этой женой. Указывая на это, евангелист и говорит: встала и служила им, – что было знаком и силы Христовой и расположения жены, которое она оказывала к Христу.

Отсюда мы можем усматривать вместе и то, что Христос по вере одних дает исцеление другим (здесь именно просили Его другие, как то было и с отроком сотника). Впрочем, Он благодетельствует, если только желающий исцеления не упорствует в неверии, а только или по причине болезни не может придти к Нему, или по причине неведения и незрелого возраста не имеет о Нем высокого понятия.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

…Легко сказать: люби. А как любить, если нет в душе ни­какого чувства, есть толь­ко обида, раздражение и поиски справедливости? Но справедли­вости никакой не бывает. Один может поднять восемьдесят ки­лограмм, другой сто двадцать, а третьему и пять килограмм под­нять врачи не велят. Какая может быть справедливость, какое мо­жет быть равенство? Это совер­шенно бредовые понятия. Там, где есть равенство, там, где есть справедливость, там, где есть порядок, там любви быть не может. Если посмотреть, какой порядок Господь органи­зовал во Вселенной, мы не увидим симметрии. Не бывает симметричных гор, нет ни одного симметричного лица. Вот вроде глаз левый, глаз правый, но и они не одинаковы. У Бога все живое: и горы, и молекулы, и Солнечная систе­ма, и семья человеческая, которую Он придумал по Сво­ему образу и подобию. И каждый из нас может жить ли­бо по Божьей воле, либо бороться с Богом, все время ста­раться Вселенную подмять под себя, выстроить какую-то свою систему.

36, желтый 2

На главную страницу сайта