Духовное чтение на 14 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Праведная Ангелина, деспотиса Сербская;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 6, стихи 18-23);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 8, стихи 5-13);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Праведная Ангелина, деспотиса Сербская

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно вспоминаем сербскую святую правительницу Ангелину. По некоторым сведениям, Ангелина принадлежала к роду Черноевичей и была дочерью Андрея по прозванию Арванит Храбрый и племянницей воеводы Ивана-бея, правителя Черногории в 1465–1496 годах. Господарь Иван-бей выдал ее замуж за сербского деспота Стефана Слепого Бранковича. Как большинство браков правящих особ, вероятно, и этот брак был заключен по политическим причинам, что делает еще более примечательной святость, просиявшую во всей семье.

Жизнь сербского деспота Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. Стефан и Ангелина жили в любви и согласии и имели двоих сыновей, Георгия и Иоанна, и двух дочерей, Мару и Милицу. Около десяти лет, скрываясь от турецкой расправы, семья провела в итальянской области Фурлании. Здесь святой Стефан вместе со своей сестрой Катариной купил замок Белград, где и преставился через некоторое время.

Овдовев в 1476 году, Ангелина жила и воспитывала своих детей в трудных условиях. Венгерский король Матвей Корвин выделил им для управления земли в Среме, принадлежавшие некогда деду Стефана Вуку Бранковичу, и в 1486 году они поселились в селе Купиново, куда перенесли и мощи деспота Стефана. Здесь была основана церковь святого апостола Луки, где первоначально и хранились эти мощи, являвшие многочисленные чудеса. Правителем Срема стал вначале старший сын Ангелины Георгий, сошедший с трона в 1497 году, принявший постриг с именем Максима и достигший святости в сане святителя, а затем ее младший сын – святой деспот Иоанн.

Святая Ангелина постриглась в монахини около 1509 года, а может быть, и ранее, по прибытии в Срем. В 1512–1516 годах, после возвращения из Валахии она основала женский монастырь около выстроенной ею церкви Сретения.

Еще в 1509 году она отправила своего духовника Евгения к русскому великому князю Василию III с трогательной просьбой о помощи: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». В своем прошении она говорила о желании выстроить церковь, где намеревалась упокоить мощи своего супруга Стефана и сына Иоанна. Место для церкви к тому времени было уже куплено за 100 дукатов. Русский князь отозвался на ее просьбу – кроме церкви были построены также келлии для монахинь и появился Крушедольский монастырь, в котором святая Ангелина стала настоятельницей и провела свои последние дни в молитвах над мощами супруга и сыновей.

Преставилась ко Господу святая Ангелина в 1520 году. В службе преподобной говорится о ее поистине мужской стойкости, безграничном милосердии, терпении и мудрости, супружеской преданности и материнской жертвенности. Годами приходилось ей жить на чужбине, без близких, на ее долю выпала тяжкая участь пережить не только мужа, но и всех детей и несколько раз бережно переносить их святые останки.

Мать Ангелина со временем стала одной из наиболее почитаемых сербских святых. Ее мощи вместе с останками ее святого семейства похоронены в Крушедольском монастыре и сохранялись там вплоть до 1716 года, когда монастырь был спален турками при отступлении от Варадина. Среди уцелевших доныне мощей сохранилась кисть руки матери Ангелины. Частица ее мощей также сохранялась в монастыре села Хопово, где после первой половины XX века нашли приют насельницы русского Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. По выезде из Югославии во Францию монахини увезли эту частицу с собой.

В Воеводине, в селе Купиново, рядом с церковью святого Луки вплоть до 1930 года стояла церковь, посвященная преподобной Ангелине.

Как часто мы завидуем тем, у кого есть достаток, слава, роскошь и влияние. Но жития очень многих святых из числа правителей и людей очень состоятельных и влиятельных показывают нам, что христианин всегда будет гоним со стороны мирских властей и мирских людей. Можно вспомнить и сонм благоверных князей, пострадавших от междоусобиц, как, например, святые Борис и Глеб, можно вспомнить святое семейство царственных страстотерпцев и многих других новомучеников и исповедников XX века. Но так было и будет не только на Руси, вот и святая Ангелина со своим супругом и детьми была вынуждена скрываться и терпеть притеснения. Но разве нам кто-то обещал обратное? Разве нам кто-то обещал мир и благоденствие?

Господь сказал: Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15,17-20).

Потому, будем воспринимать внешние напасти с благодарением, ибо так и должно быть, если мы не напрасно носим имя христиан. Царствие же Небесное внутри нас должно быть. И мирное устроение души, о котором говорил и Сам Спаситель и многие святые Его угодники, должно подавать нам радость о Духе Святом. А в этой радости любые скорби – не скорби, любые гонения – не гонения.

Преподобная мати Ангелина, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Послание к Римлянам (глава 6, стихи 18-23)

ратия!>  Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Матфея (глава 8, стихи 5-13)

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 14 июля 2019 года

… Милосердный Господь дал нам пример разбойника, который за час до смерти стал человеком. Был разбойником, заслужил даже смертную казнь, видать, уж так насолил людям, что, кроме как казнить, не знали, как от него избавиться. И вот такой злодей за час до смерти покаялся. Конечно, он свое получил, безусловно. Не надо думать, что, если Господь тебя простит, значит, все, у тебя жизнь будет как в Бенилюксе. Нет, за каждый грех полу­чишь всего вдоволь, это неминуемо.
Если человек пил всю жизнь и перестал пить, назад-то те молодые, прекрасные мозги, которые были, разве вернешь? Семью, которую развалил, работу, с которой выгнали, — это разве вернешь? Нет. Да, ты остановишься в своем распаде, в своем падении и, может быть, человеком станешь, но того, что было, уж не вернешь, нет. Так же и де­тей, которых в утробе убил, их уже не вос­кресишь, хоть тысячу человек из детдома возьми. И то, что когда-то у кого-то взял и не отдал, а сейчас уже неизвестно где этот человек, — это уже все трудно возме­стить. И всех, кого обидел. Это все очень трудно вернуть, да иногда и невозможно. Последствия этих грехов все равно придется нести, от этого никуда не уйдешь, но это не так страшно. Все-таки как жизнь наша ни тяжела здесь, ни исполнена стра­даний, но это все-таки все временно. Главное, какими мы предстанем перед Богом.
Поэтому надо молить Его о прощении, деваться просто некуда. Потому что если Он нас не простит, то мы все погибнем. Мы должны Его просить о прощении как Отца, и если мы это будем делать, то получим свидетельство нашего сердца. Когда человек действительно кается, по-настоящему, не так истерику закатывает, слезы льет крокодиловы, а по-настоящему жизнь его изменяется, то грех становится действительно небывшим, вообще сама природа человеческая меняется, он из грешного, окаянного святым становится и получает свидетельство о прощении. Это не значит, что он забудет свои грехи. Нет, они как рубцы на душе, как шрамы останутся, но шрам все-таки не рана. Хоть это и напоминание о грехе, но это уже не грех, и хоть израненная рука или нога уже не так движется, как прежде, но все-таки она жива и каким-то образом может действовать. Вот так и душа. Поэтому надо учиться всегда пребывать в покаянии. А как это так — всегда? До самой смерти. Покая­ние — это есть непреходящее состояние правильно устроенной христианской души.

37, красный

Духовное чтение на 14 июля 2019 года

 

Духовное чтение на 14 июля 2019 года