Духовное чтение на 15 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 15 июля 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Московский Фотий, всея России чудотворец;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 12, стихи 4-21);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 12, стихи 9-13);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Святитель Московский Фотий, всея России чудотворец

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии. Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины в 1406 году святителя Киприана. Выбор патриарха Матфея пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве, занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита – духовное средоточие церковной жизни Руси – не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.

22 года подвизался святитель в многотрудном служении предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства.

Враги православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, за два года до того разоривший Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой внезапно и быстро взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.

Святитель Фотий, как близкий человек к московскому князю, обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, хотя после 1419 года чаще посещал свои западные области. Особенно большую услугу он оказал новому великому князю Московскому – тринадцатилетнему сыну Василия Димитриевича, впоследствии получившему прозвание Василия Васильевича Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Дмитриевича. Умиротворить князя Юрия святому Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича, куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе. Испуганный князь Юрий бросился в погоню за святым Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником, а между тем мор стал ослабевать. Это стало новым доказательством чудесной силы святителя Фотия и правоты его дела.

Боярам удалось поссорить святителя Фотия с великим князем Литовским Витовтом, воспылавшим ненавистью к святителю и решившим отнять у него литовскую митрополию. Святой Фотий отправился в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда владыка явился в Литву, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был в 1415 году поставлен Григорий (Цамблак). Святитель Фотий разослал окружные послания, в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

Стараниями святого митрополита спустя несколько лет было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась.

Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием «Чин избрания и поставления епископов», «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление около 1423 года под его руководством Общерусского летописного свода.

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок – 2 июля 1431 года, в праздник Положения Ризы Богородицы. Мощи его были обретены в 1472 году во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе и великом князе Иоанне III.

Святителю отче Фотие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Послание к Римлянам (глава 12, стихи 4-21)

ратия,> как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли — увещевай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли — начальствуй с усердием; благотворитель ли — благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служи́те; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Матфея (глава 12, стихи 9-13)

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Господь учит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного». А мы обычно на каждом перекрестке кричим: «Я ей это сделала, я ей то, я ей се». Только себя и нахваливаем: «Какая я хорошая, какая добрая». Некоторые имеют наглость прямо так и говорить: «Я всем всегда делаю только одно добро». Думаешь: да это святая, надо икону писать и лампаду вешать. А чуть копни — и увидишь сразу, какое там добро лежит. Оказывается, и домашних замучила, и детей запилила, и внуки уже шарахаются. А почему так? Да потому что все должно быть по-моему: надо всех заставить, чтобы одевались, как я хочу, чтобы жили, как я хочу, чтобы все было по-моему. Потому что на самом деле любви-то нет, а одно только властолюбие. Поэтому если добро какое-нибудь делаем, надо стараться, чтобы никто этого не видел — тогда увидит Бог, Бог и наградит. А если люди будут хва­лить, то, значит, Бог не даст награды, потому что ты уже награду получил: тебя похвалили. Многие стараются трудиться, чтобы их заметили. Запомни: если тебя люди заметят, от Бога награду не получишь.

35

Духовное чтение на 15 июля 2019 года

Духовное чтение на 15 июля 2019 года