Духовное чтение на 16 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 16 июля 2019 года. На его страницах Вы сможете прочесть житие; Евангелие дня и наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых – Преподобный Александр, обители «Неусыпающих» первоначальник;
• Священное Писание – Послание к Римлянам (глава 14, стихи 9-18);
 Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 12, стихи 14-30);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Преподобный Александр, обители «Неусыпающих» первоначальник

Будущий подвижник Александр родился на одном из островов Эгейского моря, а вырос в Константинополе, где получил образование и нес воинскую службу. Однако его влекло иное призвание: он оставил мир и принял постриг в одной из пустынных сирийских обителей близ Антиохии под руководством игумена Ильи. Четыре года он провел в строгом послушании и иноческих подвигах, после чего получил благословение игумена на пустынножительство. Уходя в пустыню, преподобный ничего не взял с собой из монастыря, кроме Евангелия.

Преподобный подвизался в пустыне семь лет. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Святой обратил ко Христу местного градоначальника Равула, который впоследствии был удостоен святительского сана и 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе. Одновременно с Равулом Крещение приняли все местные жители, которые перед таинством сожгли на площади своих идолов. Утвердив в вере новообращенных, преподобный Александр опять ушел в пустыню, где случайно попал в пещеру разбойников. Не испугавшись грозившей ему смерти, он проповедал им Евангелие и убедил покаяться. Действительно, все разбойники искренно раскаялись, приняли Святое Крещение, а свой вертеп обратили в монастырь, где пребывали в покаянии и молитве. Преподобный Александр поставил им игумена, дал устав, а сам удалился еще дальше в пустыню.

Несколько лет преподобный жил в полном одиночестве. Но и туда начали стекаться любители безмолвия. Возник монастырь, насчитывавший до 400 иноков. Желая установить в монастыре непрерывное славословие Господу, преподобный три года молился, чтобы Создатель открыл ему Свою волю и, получив откровение, ввел в монастыре следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи. Сменяясь каждый час, день и ночь они пели на два лика псалмы Давида, прерываясь лишь на время совершения других богослужений. Вот откуда обитель получила наименование «Неусыпающих», от того, что подвижники круглосуточно песнословили Бога, а не потому, что они не спали.

И в наше время в некоторых монастырях можно встретить отголоски этой древней традиции. Существует практика «Неусыпающей Псалтири». Если монахи в обители преподобного Александра распевали книгу пророка Давида хором, то в современных монастырях Псалтирь читает один чтец. Но, помимо чтения Псалтири, по современной практике между кафизмами, на которые делится книга, добавляются молитвы о здравии и упокоении тех, о ком были поданы записки верующими. И не только в монастырях ныне можно встретить практику «Неусыпающей Псалтири». Многие благочестивые верующие, провожая своих почивших близких в горние обители, стараются организовать круглосуточное чтение псалмов пророка Давида дома у гроба новопреставленного. Такая молитва, несомненно является очень важной и нужной как для того человека, что встречается с Господом на небесах, так и для тех, кто непосредственно участвует в чтении Псалтири, ведь эта книга является кладезем мудрости и источником утешения.

Но вернемся к преподобному Александру. Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом одного из своих учеников, опытного старца Трофима, он отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия среди язычников. После этого миссионерского путешествия преподобный Александр со своими иноками жил некоторое время в Антиохии. Там он построил для жителей города церковь, больницу и странноприимный дом на средства, которые обильно поступали в его распоряжение от милосердных антиохийцев.

Однако по проискам злых завистников преподобный Александр вынужден был удалиться в Константинополь. Здесь он основал новый монастырь, в котором также ввел устав «Неусыпающих». В Константинополе преподобный Александр и его иноки пострадали от еретиков несториан, претерпев побои и заключение. После того как миновала буря еретических волнений, преподобный Александр провел конец своей жизни в основанном им Константинопольском монастыре. Умер он в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрерывных иноческих подвигов.

Преподобне отче Александре, моли Бога о нас!

Священное Писание, 52

Послание к Римлянам (глава 14, стихи 9-18)

ратия!> Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше суди́те о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‐либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Духовное чтение на 16 июля 2019 года

Святое Евангелие от Матфея (глава 12, стихи 14-30)

Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Каждому из нас нужно по силе воз­можности, насколько есть эта сила, все время приобретать навык пре­одоления своих страстей. Тогда мы смо­жем жить спокойней, радостней, в нашей душе поселится мир. Это не значит, что нас не будет ничто смущать. Нет, все время будут бури накатывать, и чем больше у нас будет навык в преодолении, тем каждое последующее искушение будет сильнее, тоньше; чтобы преодолеть его, нужно бу­дет больше и опыта, и больше воли. По­чему так? Казалось бы, достиг какого-то мастерства в духовной жизни, вроде надо и отдохнуть, почить на лаврах. Но нет, это только большой спорт можно покидать, а духовную жизнь нельзя покинуть никак, это процесс перманентный. Как только ты прекратил жизнь свою духовную — сразу скатился вниз, на самый ноль, причем не только на самый ноль, а ты еще будешь весь разбит, то есть будешь в го­раздо худшем состоянии, чем то, в котором ты начинал. И очень трудно будет опять наверстать. У кого есть такие неприятные опыты, кто бросал поститься или бросал правило читать, даже если это небольшое правило, тот знает: попробуй опять начни — это гораздо, несравненно тяжелее, чем тогда, когда ты начал его читать впервые, не имея никакого навыка. Поэтому лучше себя таким опасностям не подвергать, а плохо-бедно стараться изо всех сил держаться на плаву, что бы ни случилось. И это даст возможность бури житейские преодолевать.

32

На главную страницу сайта