Духовное чтение на 17 июля 2019 года.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 17 июля 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия;
• Священное Писание – Послание к Римлянам (глава 15, стихи 7-16);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 7, стихи 12-21);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия

Сегодня, 17 июля, Православная Церковь совершает 100-летие со дня подвига святых царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен: Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача.

Через государя Николая Александровича, безупречно чистого, прекрасного человека, воля Божия явила себя в мире. Его судьба по самой своей сути была глубоко трагичной.

Он родился в день святого Иова Многострадального и остро чувствовал, что жизнь его сходна с мученическим путем Иова. Поистине вещим было его знание своей участи. «У меня более чем предчувствие, – говорил он, – что я обречен на страшные испытания и что я не буду вознагражден за них на этом свете».

Начиная с поражения в Русско-японской войне, за которой последовала революция 1905–1907 годов, умалившая власть царя и развязавшая силы анархии и прямого зла, устои русской государственности расшатывались все сильнее и сильнее. «Мне не удается ничего, что бы я не предпринимал, – с горечью заключал царь, – у меня нет удачи. Впрочем, воля человека так бессильна».

Он догадывался, что в бедствиях России его субъективной вины нет: благо Родины было для него превыше всего, и он все, что было в его силах, делал для этого блага. Совесть Николая II перед Богом была чиста, но нравственные терзания его тем не менее достигали исключительной силы. И однажды – это было в первую русскую революцию – из глубины этого душевного страдания царь произнес пророческие слова, совершенно точно указавшие на ту роль в невидимых судьбах России, которая была предназначена ему самим Богом.

«Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва, – сказал государь. – Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». Произнеся это, царь уподобился древним мученикам, свободно, не по принуждению предававшим себя на страдания за Христа.

Николай II в июле 1918 года был убит не просто как беспомощный, беззащитный человек: изумительное мужество его поведения, когда он, с больным сыном на руках, спускался в подвал Ипатьевского дома, и еще раньше, когда и он, и государыня отказались от эмиграции и побега, – все это говорит о том, что в их душах была святая готовность к жертвенному, христоподражательному страданию, которая выразилась в вещих словах, сказанных им более чем десять лет назад.

Накануне Пасхи 1918 года царскую семью разлучили. Из Москвы приехал от большевиков комиссар, который объявил государю, что его увозят. Государыня решила сопровождать мужа; нравственные муки ее возросли до предела, так как ей пришлось расстаться при этом с больным царевичем. С родителями поехала и Мария Николаевна… Для всей семьи расставание было душевной пыткой.

Царская чета была задержана большевиками в Екатеринбурге. В начале мая сюда прибыли остальные члены семьи вместе с несколькими преданными слугами. Жить мученикам оставалось два с половиной месяца. Издевательства над ними стали еще изощреннее, но даже из озверевших охранников кое-кто внутренне склонился перед их христианскими кротостью и смирением.

В ночь на 17 июля произошло величайшее преступление: невинные, святые люди вместе с Божиим помазанником были зверски убиты. За три дня до злодеяния для царской семьи было совершено богослужение. Когда запели молитву «Со святыми упокой…», мученики все как один неожиданно стали на колени. В тот день, по свидетельству очевидцев, они выглядели как-то необычно угнетенно. Словно предчувствуя близкий конец, они пропели погребальную песнь над самими собой…

Роковой ночью за ними пришли, сказав, что их вывозят из города. Вместо того они были сведены в подвал; здесь стояло несколько стульев, и государь с наследником на руках сел посередине. Кроме царской семьи, тут находились доктор Е. Боткин и слуги. Ждали знака к отъезду, но вместо того в подвал вошел комиссар в сопровождении солдат.

Комиссар – его фамилия была Юровский – объявил о предстоящем расстреле. Государыня успела перекреститься; она была убита сразу, одновременно с государем. Царевич Алексей и царевна Анастасия мучились дольше всех; первая пуля не принесла им смерти, и солдаты добили их ударами штыков. Погибли также доктор и трое слуг, по любви разделившие участь царской семьи.

Святотатственное убийство это не было частным преступлением политического переворота: это был грех общий. До сих пор на России лежит тяжесть греха цареубийства.

Государь Николай II и его семья были носителями идеалов Святой Руси, идеалов православия. В отличие от многих людей той эпохи – христиан лишь по имени – они принимали православие всерьез. Они были Божиими избранниками, а потому людьми не от мира сего (см. Ин. 15, 19); в тогдашнем высшем обществе они были чужими. Истинные христиане, в мире они были гонимы; скорбный их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме других русских угодников они предстоят Христу в молитве за Россию.

Священное Писание, 53

Послание к Римлянам (глава 15, стихи 7-16)

ратия,> принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя [Господи] между язычниками и буду петь имени Твоему». И еще сказано: «возвеселитесь, язычники, с народом Его». И еще: «хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы». Исаия также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут». Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.

Духовное чтение на 17 июля 2019 года.

Святое Евангелие от Матфея (глава 7, стихи 12-21)

казал Господь:> во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входи́те тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Некоторые не знают, что такое грех. Думают, грех — это убить, ограбить или еще что-то, и по­этому даже мучаются: какие бы на исповеди еще грехи назвать? Вспоминают, что двадцать восемь тысяч лет тому назад я вот то-то сделал. А ведь грехом является малейшее уклонение человека от Бога в поступке ли, в слове, в мысли, в дыхании, в чувстве, потому что грех — это есть жизнь, отдельная от Бога. Просто степень греха бывает разная: один уклоняется в убийство, другой — в болтовню, третий — в сидение у телевизора, четвертый — в собственные мысли, на вид безобидные.
Поэтому не надо довольствоваться только богослужением. Это, конечно, необходимая вещь, богослужение нас воспитывает, вразумляет, назидает. Каждое его слово — это величайшая драгоценность, сохраненная нам святыми отцами, донесенная до, нас Церковью. Но этого недоста­точно. Один преподобный, почти наш современник, говорил, что для стяжавшего непрестанную молитву, хождение перед Богом, это уже все как бы и необязательно. Это не значит, что богослужением можно пренебрегать. Просто надо идти дальше, надо все время идти дальше. Вот многие из нас иногда на целый день о Боге забывают. И надо сначала стремиться к тому, чтоб хотя бы сократить это время до половины дня, а потом стараться, чтобы и ни на час не отвлекаться от Бога. Недаром великий святитель Иоанн Златоуст составил молитвы на каждый час и каждый час такую молитву повторял, для того чтобы каждый час быть в этом поучении, чтобы свое сердце возгреть, чтоб оно запылало любовью к Богу.
И так душа наша должна постепенно созидаться, чтоб все время бдеть над своим сердцем и все время устремлять его к Богу. А это тяжелей всего на свете, это тре­бует напряжения не только ума, не только тела — всего состава человека. Поэтому здесь постепенность нужна, нужно упражняться в этом всю жизнь. И не обяза­тельно, что каждый из нас этому научится, это уж кому Бог даст. Но Бог дает только за усердие. Так не бывает, чтобы молитва у человека прямо потекла. Нет, это все созидается, как правило, годами. И если такой добрый навык у нас возник­нет, тогда все время мы будем жить здесь, на земле, пребывая в Царствии Небес­ном. То есть вся наша жизнь превратится в сплошное богослужение.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта