Духовное чтение на 20 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам для духовного прочтения рубрики, включающие в себя следующие публикации:

• Жития святых – Преподобный Герасим Болдинский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 8, стихи 14-21);
• Евангелие дня – Евангелие от Матфея (глава 9, стихи 9-13);
• Поучение – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Преподобный Герасим Болдинский

Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником. Вскоре о нем как о строгом подвижнике стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

Земная слава тяготила подвижника, и после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон; если недобрый человек или зверь подходил к кузовку, ворон поднимал крик и обращал их в бегство.

По особому ведению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись ответственности перед начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. После чего наместник хотел посадить Герасима в тюрьму как бродягу. Преподобный же терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. И в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений и даже пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и собрались к нему братия.

Тогда, испросив в Москве позволения на устройство обители, в 1528 году он создал монастырь, как говорил сам преподобный в завещании братии, «в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде». А в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келлии для собравшейся братии.

Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 году монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих  Симеона. Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик преподобного Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий.

Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни. Мощи его почивали под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа.

Но это еще не конец истории. Долгая и славная история Болдина монастыря прервалась в ноябре 1929 года, когда обитель была закрыта советской властью. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока. Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки: Троицкий собор, Введенский храм и колокольню. Лишь в 1991 году то, что осталось от обители, было передано Православной Церкви. Встал вопрос о поиске мощей преподобного основателя обители. Расследование длилось не один год, и вот 17 июля 2001 года начались раскопки. Несмотря на то, что собор был уничтожен, на глубине более трех метров от уровня пола начала ХХ века участникам раскопок открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Ныне Святейший патриарх Кирилл, а тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.

В настоящее время молитвами преподобного восстановлена каменная стена монастыря с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью, множество других построек. А восстановленный Троицкий собор обители был освящен Святейшим Патриархом Кириллом в июне 2010 года.

Преподобне отче Герасиме, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Римлянам (глава 8, стихи 14-21)

ратия,> все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Евангелие дня, 56

Евангелие от Матфея (глава 9, стихи 9-13)

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что́ значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Некоторые не знают, что такое грех. Думают, грех — это убить, ограбить или еще что-то, и по­этому даже мучаются: какие бы на исповеди еще грехи назвать? Вспоминают, что двадцать восемь тысяч лет тому назад я вот то-то сделал. А ведь грехом является малейшее уклонение человека от Бога в поступке ли, в слове, в мысли, в дыхании, в чувстве, потому что грех — это есть жизнь, отдельная от Бога. Просто степень греха бывает разная: один уклоняется в убийство, другой — в болтовню, третий — в сидение у телевизора, четвертый — в собственные мысли, на вид безобидные.

Поэтому не надо довольствоваться только богослужением. Это, конечно, необходимая вещь, богослужение нас воспитывает, вразумляет, назидает. Каждое его слово — это величайшая драгоценность, сохраненная нам святыми отцами, донесенная до, нас Церковью. Но этого недоста­точно. Один преподобный, почти наш современник, говорил, что для стяжавшего непрестанную молитву, хождение перед Богом, это уже все как бы и необязательно. Это не значит, что богослужением можно пренебрегать. Просто надо идти дальше, надо все время идти дальше. Вот многие из нас иногда на целый день о Боге забывают. И надо сначала стремиться к тому, чтоб хотя бы сократить это время до половины дня, а потом стараться, чтобы и ни на час не отвлекаться от Бога. Недаром великий святитель Иоанн Златоуст составил молитвы на каждый час и каждый час такую молитву повторял, для того чтобы каждый час быть в этом поучении, чтобы свое сердце возгреть, чтоб оно запылало любовью к Богу.

И так душа наша должна постепенно созидаться, чтоб все время бдеть над своим сердцем и все время устремлять его к Богу. А это тяжелей всего на свете, это тре­бует напряжения не только ума, не только тела — всего состава человека. Поэтому здесь постепенность нужна, нужно упражняться в этом всю жизнь. И не обяза­тельно, что каждый из нас этому научится, это уж кому Бог даст. Но Бог дает только за усердие. Так не бывает, чтобы молитва у человека прямо потекла. Нет, это все созидается, как правило, годами. И если такой добрый навык у нас возник­нет, тогда все время мы будем жить здесь, на земле, пребывая в Царствии Небес­ном. То есть вся наша жизнь превратится в сплошное богослужение.

36, желтый 2

На главную страницу сайта