Духовное чтение на 21 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

Жития святых – Явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 10, стихи 1-10);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 8, стихи 28-34; глава 9, стих 1);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы

Дорогие братья и сестры! О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани в XVI веке известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни святителя Ермогена, первого митрополита Казанского, а впоследствии патриарха Московского и всея Руси, в бытность его священником казанской церкви святителя Николая Чудотворца при Гостином дворе. В Повести о явлении иконы сообщается так: 23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви святителя Николая Чудотворца, во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки: Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал поношение христиан со стороны иноверцев. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца. Богородица повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей.

В один из дней икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала без сознания несколько часов. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Тогда она поведала о чудной иконе людям, те удивлялись, но тоже не верили ей, мать же взяла лопату и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине около метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки вишневого цвета (такой верхней одежды). Икона сияла, как только что написанная.

Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому. Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. По благословению архиепископа будущий митрополит Ермоген (тогда еще священник) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца, где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года. Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита.

С обретенной иконы сразу же сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали список в Москву царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего монастыря освятили в честь Богородицы «Одигитрии». Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Насельницей девичьего монастыря стала отроковица Матрона, получившая в постриге имя Мавра.

В монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса. Только в Повести описано 16 чудес. Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный. Явленная Казанская икона была украшена царским казначеем золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом. Она была небольшого размера, где-то 25 на 22 сантиметра. Казанская икона отличалась от традиционных поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом.

К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная,– в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей в ночь на 29 июня 1904 года явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.

Братья и сестры, мы должны понимать, что потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Чтение апостола, 57

Послание к Римлянам (глава 10, стихи 1-10)

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: «исполнивший его человек жив будет им». А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?», то есть Христа свести. Или: «кто сойдет в бездну?», то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Матфея (глава 8, стихи 28-34; глава 9, стих 1)

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. 1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Духовное чтение на 21 июля 2019 года

… Каждый, кто читает Евангелие, подспудно все­гда чувствует, что, если слово Божие принять, нужно от многого, а иногда ото всего в своей жизни отказаться. И этого человек страшится, потому что у него нет веры в то, что Господь сказал: если ты в этом мире оставишь и дома, и одежды, и работу, и жену, и детей, то в Царствии Небесном приобретешь во сто крат больше. Человек не верит ни в кончину мира, ни в плач, ни в скрежет зубовный. Самое удивительное, что человек не верит даже в собственную смерть. Некоторые уже десятиле­тиями говорят: батюшка, телевизор смотрю. Ну, если ты считаешь, что это грех, выброси его. Жалко выбросить — продай. Хотя нужно-то всего: руку протянул и выключил. Подумаешь, усилие духов­ное. Так же и с вином. Не пить — это вообще очень просто. Только когда третья степень алкого­лизма, тогда действительно трудно, а так вообще нет никакого труда: нужно только, когда разлили по рюмкам и все пьют, взять и не пить. Ну, хочется, ну не умрешь же! Но человек и этого не хочет.
Поэтому многие на исповеди одно и то же говорят, просто фиксируют: вот в этом грешен, в этом грешен. Списочек такой составляется. А изменение? Изменения никакого нет. А почему нет? Потому что человек не хочет каяться, не хочет меняться, он хочет, чтобы все оставалось по-прежнему. А по-прежнему оставаться не может. Вера либо растет, либо ослабевает, у нее такое свойство. Возьмем бумагу и подожжем: вот она воспламенилась, вот она горит ярким огнем, а вот она угасает. Не может огонь быть ровный, стабильный, он либо разгорается, либо гаснет. Так же и с верой: либо все время человек идет путем очищения, путем приближения к Богу, все ближе к Богу, все жизнь глубже, все духовней, интенсивней, либо, наоборот, слабеет.
Вроде и ходит человек в церковь, а уже остыл. Все ему уже ясно, все известно. Ну, о чем может батюшка говорить? О стяжании Духа Святого, о том, что надо мирно жить, о том, что надо молиться, храм посещать, пост соблюдать. Вот даже десяти пальцев не загнешь. Евангелие? Да я его уже читал десять раз. И человеку уже скучно, он думает: да зачем это? Раз службу пропустил, два пропустил — и смотришь, и не умер, все по-прежнему. И засыпает душа, не хочет Бога, уши закрылись для слова Божия. Многие из нас — и это очень прискорбно — внутри уже как-то отказались от подвига христианского, расслаблены душой и полностью погружены в жизнь мирскую.

37, красный

Духовное чтение на 21 июля 2019 года

 

Духовное чтение на 21 июля 2019 года