Духовное чтение на 22 июля 2019 года

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 22 июля 2019 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Феодор, епископ Едесский;
• Чтение Апостола – Послание к Римлянам (глава 16, стихи 17-24);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 13, стихи 10-23);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 51

Святитель Феодор, епископ Едесский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы познакомимся с житием святителя Феодора, епископа Едесского. Родился будущий святитель в сирийском городе Едессе на рубеже VIII и IX веков. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Господа, прославляющего Своих святых. В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божьей и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры, в середине IX века. Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого.

Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города, близ монастыря святого великомученика Георгия. С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ освятил сосуд с водой, дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и наконец вместе с тремя приближенными принял Святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, снова уединившись в лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу, это произошло в конце IX века.

Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения, в том числе произведение «Сто душеполезнейших глав». Вот, к примеру, чему нас поучает в них святитель Феодор: «Совершенной ненавистью ненавидеть бесов, как врагов нашего спасения, Давидское научает нас слово. И это очень пригодно в деле преуспеяния в добродетелях. Но кто же будет этот, совершенной ненавистью ненавидящий врагов спасения? Тот, кто не грешит не только делом, но и мыслью. Коль же скоро сосуды любления их, то есть причины страстей будут в нас, то как установиться в нас ненависти к ним? Ибо сластолюбивое сердце бессильно питать в себе ненависть к ним». Действительно эти слова написаны подвижником, на деле знающим те духовные высоты, о которых он говорит.

А вот еще одна из «глав душеполезнейших»: «Никто из нас собственными силами не может избежать обходов и козней лукавого, но только непобедимой силою Христовою. Потому опасно заблуждаются мечтающие совершаемыми ими подвигами и силою воли своей упразднить грех, упраздняемый одной благодатью Божией. Чего ради светило церкви Иоанн Златоуст говорит, что недостаточно одного усилия человеческого, если не получится и помощь свыше; и опять, никакой не будет пользы от помощи свыше, если не будет собственного усилия. То и другое показывают на себе Иуда и Петр: тот, столь много прияв от благодати, не получил от того никакой пользы, потому что не приложил своего хотения и не привнес своего усилия; а Петр, хотя и ревностную изъявил готовность, но как не получил помощи свыше, пал. И так очевидно, что из того и другого соплетается добродетель. Посему прошу, как, все возложив на Бога, и самим не спать, так и ревностью ревнуя, не думать все исправить собственными усилиями».

При чтении святителя Феодора очень ясно вырисовывается различие между образом жизни мирянина и монашествующего. Для мирянина не будет пользы от буквального подражания монашествующим, и, конечно же, для монашествующего будет большим вредом уподобление живущим в миру людям. Но есть у святителя и советы универсальные, подходящие как монашествующим, так и мирянам. Так, например, он писал: «Соперник нашей жизни дьявол разными помыслами умаляет грехи наши и часто покрывает их забвением, чтоб мы послабили себе в трудах и не думали более оплакивать свои падения. Мы же, братие, не дадим себе забыть о своих падениях, хотя бы казалось, они прощены уже нам в силу покаяния нашего, но всегда будем памятовать о грехах своих и оплакивать их не перестанем, чтобы, стяжав себе, яко добрую сожительницу, смирение, избежать нам сетей тщеславия и гордости».

Святителю отче Феодоре, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 51

Послание к Римлянам (глава 16, стихи 17-24)

ратия!> Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Матфея (глава 13, стихи 10-23)

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов

… Если мы действительно верующие люди, то наша жизнь должна меняться, причем меняться так, чтобы это было заметно всем. Чтобы наша жизнь резко отличалась от жизни людей, которые этой веры не имеют. Мы не должны ссориться, мы не должны клеветать, злиться друг на друга, сплет­ничать, хамить друг другу, мстить. Мы должны быть как ангелы на небесах. Чтобы тот огонь, который нам Господь дал, действительно светил всем.