11 мая. Потешная флотилия Петра I

В этот день 11 мая 1692 года спущена на воду Плещеева озера города Переславля-Залесского потешная флотилия Петра I. Знаменитый ботик Петра Великого считается «дедушкой» всего русского флота.

Маленький ботик Петра I

В мае 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлово будущий Государь Петр I обнаружил маленький ботик голландской работы. Он принадлежал когда-то двоюродному брату царя Михаила Федоровича. Ботик мог ходить под парусами не только по ветру, но и против ветра. Узнав об этом, Петр был поражен. Он решил починить судно и испытать его на воде.

Петр Первый управляет парусным ботиком на Яузе

Судостроительное дело Петра Великого

С молодых лет будущий император интересовался и владел разнообразными ремеслами: он был искусным плотником, умел столярничать, работал в кузнице.

Петр был не только главным организатором всех судостроительных работ, но и с любопытством вникал в тонкости корабельного дела и учился у мастеров. В помощь себе Петр разыскал столяра голландца – Карштена Брандта. В начале лета, когда мачта и паруса были готовы, Петр стал учиться управлять судном на московской Яузе. Но для маневров эта река оказалась тесноватой, поэтому ботик перевезли на Плещеево озеро.

Здесь молодой Петр Алексеевич затеял нечто грандиозное. Строительство велось всю зиму, без перерывов, с таким расчетом, чтобы корпуса будущих судов оказались готовы к весне.

Франц Тиммерман объясняет Петру устройство ботика

В апреле 1689 года написал Петр матери:

«… суды все, кроме большого корабля в отделке…», «и удались все зело хороши».

Вместе с Петром в Переславле постигали науку кораблестроения и бывшие «потешные» – солдаты Преображенского полка. Царь Алексей Михайлович стремился окружить сына верными людьми и создал из его четырехлетних (на тот момент) сверстников «потешный полк». Теперь же потешный полк превращался в потешную флотилию.

Переславская потешная флотилия

Вниз к озеру был прорыт канал, по нему малые корабли, построенные на верфи, спускались в озеро. К лету 1692 года было построено до ста судов различных типов. Затем на воду Плещеева озера была спущена флотилия, вооруженная артиллерией и укомплектованная экипажем. Это был первый русский военный флот, предвестник могущества Российской империи. В течение месяца эскадра совершала маневры, отрабатывала различные приемы. Она до сих пор называлась потешной, хотя была уже серьезной силой.

Новое в России дело

Петра увлекла мечта увидеть настоящее море и большие морские корабли. 4 июля 1693 года он отправился на Север, в Архангельск – единственный морской в то время порт в России, куда приходили корабли из Западной Европы. После плаваний по Белому морю Петр окончательно решает начать создание в Архангельске военного и торгового флота. Переславская «потешная флотилия» оказалась не у дел, но именно она стала вдохновением и толчком в трудном пути к настоящему военно-морскому флоту. Сначала появился Азовский флот, а в 1703 году Балтийский – сильнейшее морское соединение.

Строительство флота

В феврале 1722 года Петр в последний раз посетил Переславль-Залесский. Он хотел посмотреть на свои прежние юношеские «игрушки», но обнаружил корабли в плохом состоянии.

«Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года».

«Дедушка русского флота»

В 1783 году произошел пожар, который уничтожил остатки «потешной флотилии» в Переславле. Однако ботик Петра Великого «Фортуна» оказался цел.

Флот Петра Великого

Император с любовью называл судно «дедушка русского флота» и, готовясь к празднованию второй годовщины Ништадтского мира, завершившего Северную войну, Петр I решил перевезти ботик в Петербург. На параде Государь сам был у руля ботика, а его адмиралы сидели на веслах. Весь Балтийский флот приветствовал своего «прадеда».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера