Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Смех. Всегда ли это хорошо? Бывает, что смех излучает свет и радость. Но иногда смех сопровождается искривленной улыбкой, в груди остается ощущение сухости и жестокости.
О смехе
Существует два вида смеха. Один сопровождается духом легкой радости, тонкого мягчащего сердце веяния. Этот смех – светлый.
А другой оставляет на сердце темный след, ощущение, будто что-то внутри и вокруг сломалось, искривилось. Этот смех – грязный. После анекдота или какой-нибудь усмешки над гармонией мира. «Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете» (Лк. 6, 25).
Апостолы и святые отцы предупреждают нас, что не нужно и не стоит прилагать радость к тому, что достойно муки. Когда человек светится «благостной улыбкой», то значит и в душе его царит гармония.
Не существует изображения смеющегося святого. Святые люди улыбались, не смеясь, по принципу лучше немного меньше радости, чем мимолетная нечистота в ней.
Не имеет ни малейшего смысла и наполнен лишь тщеславием смех, который вызван анекдотами, осуждением ближнего, его слабостей и достоинств, совести и грехов, имеет целью пустое увеселение и для забвения печали. Это говорит о болезни духа.
А добрый смех способен бесшумно развеять накопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти. Хороший смех восстанавливает дружбу и семейный очаг.
Не от Бога все эти язвительные улыбки, сарказм, остроты. Они словно пародия на евангельскую соль мудрости.
Как лечебный нож в руках хирурга, так и слово, врезываясь в сердце, может пропустить свет небесный и теплоту Духа. А может разрезать и убить душу, как нож в руках разбойника.
Только всё святое может быть истинно острым. Острота слова, вызванная духовной нечистотой, является лишь пародией. Предел духовной нечистоты смеха: «гомерический хохот» – гоготание… Такой смех настигает людей недалеко от обильных трапез.
Необходимо блюсти свой смех
Архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет, что человек, который стремится к чистоте в своей жизни, будет блюсти как свою жизнь, так и свой смех. Не допустит излишеств в проявлении своей веселости, не проронит лишней улыбки. Свет мира сего – святые люди – излучали эту небесную радость чисто и ясно: и плачем своим, и улыбкой. Как дети.
Ясно, почему сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное»… Ибо только у детей – и у подлинно верующих во Христа людей – есть чистота жизни, видимая телесными глазами, даже в чертах лица.
Тленный дух мира сего ещё не коснулся детского сознания и сердца. Всё просто и чисто у детей. Весна жизни человека – детство – дано ему как воспоминание о рае. И вот мы слышим чистый детский смех, нелукавый говор, плач.
Высшая похвала человеку – сказать: «У него детский смех»… смех непорочный, близкий к райской гармонии.
Для чего Богом в человеке заложено чувство юмора