История Петра и ФевронииМир Вам, дорогие посетители православного сайта о семье и вере!

18 сентября Церковь вспоминает событие перенесения мощей благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

Ещё в 1547 году в Москве на большом Церковном соборе в лике святых были прославлены многие подвижники земли Русской. В их числе благоверные супруги Петр и Феврония.

В статье рассказывается о том, как Муромский князь Петр женился на простолюдинке, мудрой деве Февронии.

Благоверные Петр и Феврония Муромские

Князь Петр

Согласно сюжету повести о Петре и Февронии правил городом Муромом благоверный князь Павел, старший брат Петра. Дьявол, искренне ненавидящий род человеческий, досаждал ему. Отправлял к жене его на блуд крылатого змея в облике самого князя. Велел Павел супруге вызнать у змея, от чего ему смерть должна приключиться. Та лестью выведала, что смерть змею суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча. Узнав о дьявольских злоключениях, Петр жаждал сразиться со змеем. Но только одно смущало: не ведал ничего об Агриковом мече. Зашел он помолиться в церковь Честного и Животворящего Креста Господня. В церкви и был явлен ему Агриков меч.  Сегодня в Муроме на том месте стоит Крестовоздвиженский женский монастырь. На его стене изображение сцены обретения меча. О личности житийного Петра нам мало что известно. Чаще всего Петром называют Муромского князя Давыда Юрьевича. Он правил Муромом в начале 13-ого века. Он был крупным политическим деятелем, был миролюбцем.

Князь Петр обретает Агриков меч

Что за Агриков меч?

Ученые нашли связующие звенья хитрой мифологической цепи, и тянется она далеко за границы Древней Руси.

Существует гипотеза, согласно которой Агрик – это преобразование, искажение слова «акрид», которое являлось постоянным эпитетом героя византийской эпической поэмы «Дигенис Акрит». Эта поэма была переведена в Древней Руси очень рано, ещё в 12 веке. И читалась вплоть до 17-ого. Дигенис Акрит  это воин-пограничник, защищающий восточные рубежи Византии. Он ещё и змееборец. Поэтому действительно меч Акрита мог использоваться против летучего змея.

Интересно, что среди преданий о чудесах архиерея Христова Николы Мирликийского, есть история о том, как праведный грек из Малой Азии Агрик потерял своего сына в войне против арабов. Они захватили его в плен. Агрик обратился с молитвой к святителю Николаю. Сын его Василий был спасен и в здравии вернулся к отцу. Многие сказители уже в 19-ом веке воспринимали этот текст как старину, как былину.  Текст вошел в русский фольклор.

Князь Петр обретает в Крестовоздвиженском монастыре Агриков меч

И вполне возможно, что в сознании русского книжника, создававшего житие Петра и Февронии, объединились эти два персонажа: благочестивый грек, вошедший в эпическое творчество русского народа из чудес святого Николая Мирликийского и созвучный с ним по своему прозвищу главный герой популярного чтения Дегенис Акрит. И вот так получился Агриков меч.

Как князь Петр женился на простолюдинке Февронии

Петр пронзил змея Агриковым мечом. Тот принял свое мерзкое обличие, затрепетал  и умер, обрызгав князя ядовитой кровью. Всё тело Петра покрылось болезненными язвами. Князь слабел с каждым днем. В поисках лекаря петров гонец забрел в деревне Ласково Рязанской области, где в одном из домой встретил мудрую девицу Февронию, дочь бортника-древолаза. Дева сидела за ткацким станом и ткала холст, а перед ней скакал заяц. Говорила она загадками будто испытывала гостя. Феврония пообещала помочь Петру при одном условии: что тот женится на ней.

Феврония лечит Петра

Почему говорят: она насильно на себе женила князя Петра? Она, скорее всего, духовно могла прозревать, что это и есть её избранник. Только с ним будет и его и её счастье.

Принято думать, что Феврония пошла на хитрость и оставила на теле Петра неисцеленную язву, чтобы тот вернулся и выполнил обещание исцелиться на ней.

Ведь сперва князь смутился и не стал жениться на дочери древолаза. Неравный брак сулили пересуды и сплетни. Но твердое княжеское слово после повторного лечения Петр сдержал. Исцеление его увенчалось снегопадом в летнее время. А снег в русской традиции символизирует очищение, обновление, чистоту. Петр как бы одолевает ущербность бытия и вступает на праведный путь супружества, уготованный Господом.

Была это хитрость Февронии или прозорливая мудрость. Текст жития дает нам оценивать по-своему. На исход истории это не влияет.

История Петра и Февронии

Сохранил брак и расстался с властью

Неравный брак не давал покоя боярам. Ослепленные ненавистью к простолюдинке они  учинили сговор и вскоре Петр и Феврония были изгнаны из Мурома. Точнее Пётр по собственной воле оставил престол, считая, что конфликт за боярством недопустим. Как недопустимо и расставание с собственной женой. По-гречески Петр означает «камень». Согласно повести он проявляет каменную стойкость, поступает по христианскому идеалу: сохраняет брак, расставаясь с властью.

История Петра и Февронии

Осенний праздник святых Петра и Февронии!

На главную страницу сайта - Семья и Вера