В этот день 25 сентября 1771 года родился Николай Раевский. Полководец. Герой войн с Наполеоном.
Николай Раевский
Николай Николаевич Раевский служил в армии с 14 лет, и славно, и успешно, став легендой при жизни. После подвига под Салтановкой Раевский стал одним из самых популярных и уважаемых генералов России. Борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. А еще он – участник Лейпцигской «Битвы народов» и взятия Парижа. В 1790 году его старший брат Александр героически погиб во время штурма Измаила. Сам Николай с турецкой войны вернулся в 19 лет, закаленным в боях и в звании подполковника. Редчайший случай даже для русской армии того времени. Кстати, следующее повышение он получит в 21 год.
Семья Николая Раевского
Можно подумать, что – буквально юный – полковник, красавец, аристократ, теперь заделается светским львом. Но нет, со своим сердечным выбором Раевский определился сразу и на всю жизнь. Он полюбил Софью Константиновну, внучку Михаила Ломоносова. Брак был счастливым. Молодой генерал не блистал в свете, не любил шумных сборищ и вообще в столичных городах почти не жил. Характерный текст письма жене перед окончанием войны:
«Вы приедете ко мне с нашими дорогими детьми, я выеду вам навстречу и буду докучать вам описанием своих подвигов, как это обычно делают старые воины».
У Раевских было двое сыновей и пять дочерей. Сыновей Раевский воспитывал в военном духе. Сохранилось его письмо к младшему сыну:
«Бойся опасной праздности не только для человека твоих лет, но для старых людей. Не будь ленив ни физически, ни морально… Будь деятелен, исполнителен, не откладывай до завтра то, что можешь исполнить нынче, старайся видеть все своими глазами. Презирай опасность, но не подвергай себя оной из щегольства…»
Бой под Салтановкой
Сыновья сопровождали его во время знаменитой битвы у деревни Салтановки. Бой продолжался почти десять часов. Тяжелейшее сражение. Неприятель даже решил, что за Раевским идет целая армия, и ввел в действие все свои резервы.
В критический момент, когда солдаты были уже готовы отступить, Раевский взял за руки своих сыновей – 11-летнего Николая и 16-летнего Александра и повел в атаку на французские батареи Смоленский пехотный полк. Александр Шуринов писал об этом эпизоде:
«Слушайте, братцы! – Крикнул Раевский, – Я здесь с вами. И дети мои со мной. Мы все идем в этот смертный бой. Жертвую всем ради вас и ради Отечества. Поднимем француза на штыки! Вперед! За мной! Барабанщик забил атаку. Вздрогнули бывалые солдаты. Многое видывали они еще при Суворове, да и в австрийском походе. Но чтобы генерал шел впереди со своими детьми – никогда…»
В этом бою Раевский был ранен картечью в грудь. А его старший сын нес знамя. Жуковский написал об этом:
«Раевский, слава наших дней,
Хвала! перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами…»
«Ключ Бородинской позиции»
Раевский с честью сражался под Смоленском, защищал центральную высоту на Бородинском поле. Поэтому захват этой батареи имел громадное значение. Его так и называли «ключом Бородинской позиции». Даже враги с уважением отзывались о его храбрости. Наполеон о Раевском:
«Он создан из такого материала, из которого делаются маршалы».
Во время заграничного похода Раевский участвовал в Битве народов под Лейпцигом и взятии Парижа.
Раны и фронтовые лишения подорвали здоровье генерала. Он умер в 1829 году, в 58 лет. Похоронен в фамильной усыпальнице в селе Разумовка. На надгробной плите, установленной на могиле Раевского, выбита надпись:
«Он был в Смоленске щит,
В Париже – меч России».