7 мая в истории. Николай Заболоцкий

В этот день 1903 года родился  русский советский поэт, переводчик, член Союза писателей СССР Николай Заболоцкий.

Николай Заболоцкий

«Заболоцкий был румяный блондин среднего роста, склонный к полноте, с круглым лицом, в очках, с мягкими пухлыми губами. Крутой северо-русский говорок оставался у него всю жизнь, но особенно заметен был в молодости… Впоследствии я даже как-то сказал ему, что у него есть врожденный талант важности – талант, необходимый в жизни и избавляющий человека от многих напрасных унижений…», – так вспоминал прозаик Николай Чуковский.

Впрочем, глобальных унижений поэту избежать не удалось. Арестованный в 1938 году, как антисоветский пропагандист и враг социализма, он подвергся моральным и физическим пыткам, но своей вины не признавал, чем спас жизнь себе и другим коллегам.

«Первые дни меня не били, стараясь разложить меня морально и измотать физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками… Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог более переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…»

Отсидев 5 лет в лагерях, Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву, осел у знакомых в Переделкино, где спал на обеденном столе и постепенно оттаивал к творчеству.

Николай Заболоцкий

Творчество Николая Заболоцкого

«… Его новые стихи резко отличались от старых; они ничего не потеряли, кроме разве юношеского озорства, но приобрели пронзительность боли, и нежность, и, главное, необычайную музыкальность…», – оценивал талант друга Чуковский.

Желание писать Николай осознавал с детских лет, уже в третьем классе издавал рукописный журнал, бежал из дома поступать в университет. Сблизился с авангардистским движением «Обэриутов», ярким представителем которого был писатель Даниил Хармс.

«… потом я в комнату вхожу,
в которой дым от папирос хватает за плечо,
да Заболоцкого рука по комнате бежит,
берет крылатую трубу дудит ее кругом.
Музыка пляшет…», – сочинил Хармс в 1927 году.

А вскоре вышел в свет первый стихотворный сборник Заболоцкого «Столбцы», который по мнению Чуковского ставил перед собой цель «борьбы с мещанством», а по версии критиков открыто юродствовал над коллективизацией.

«Книжка вызвала в литературе порядочный скандал, и я был причислен к разряду нечестивых», – отмечал поэт.

Дальнейшие поэмы «Безумный волк» и «Творчество земледелия» тоже пришлись не по нраву цензорам. Надо сказать, что из всего кружка «Обэриутов» Заболоцкому повезло больше всех, он остался в живых, не погиб в тюрьме, изредка печатался, а после отсидки занимался переводами грузинских авторов, среди которых самый известный его перевод – поэма Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Поэт Николай Заболоцкий

Что касается авторской популярности, то она появилась уже после смерти писателя, в период оттепели, когда нестандартность мышления Николая Алексеевича была, наконец, оценена.

«Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, –
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера