Тревога в духовной жизни

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами будем размышлять на тему душевной тревоги, которая сейчас стала, к сожалению, очень частым явлением у современных людей, даже несмотря на то, что у них могут быть все блага жизни. Дом может быть, как полная чаша, есть работа, есть родные и близкие, но внутри постоянная душевная тревога. Преподобный Паисий Святогорец обращал внимание на то, что если вы видите человека, у которого есть все, но внутри душевная тревога, знайте, что у этого человека нет Бога.

Тревога в духовной жизни

Можно задать вопрос: а как же быть, если я вроде бы молюсь, вроде бы стараюсь вести духовную жизнь по мере своих сил, и в то же время чувствую какую-то внутреннюю душевную тревогу? Это душевная тревога немного другого рода, у нее другие причины и средства исцеления. Чаще всего она бывает от того, что ты не можешь все исполнить. Например, не успеваешь прочитать все молитвенное правило, кому-то что-то пообещал, но не выполнил, и так далее.

Преподобный Паисий говорит: «Духовная жизнь имеет цену в очах божиих, если совершается от любочестия. Тогда радуется и сам человек, и Бог о своем любочестном чаде. Если человек утесняет себя от любви, то это источает мед в его сердце. Если же он утесняет себя от эгоизма, то это приносит ему мучение. Один человек, подвизавшийся с эгоизмом и утеснявший себя с душевным беспокойством, как-то сказал: «О, Христе мой! Врата, которые Ты соделал, слишком тесны! Я не могу через них пройти» Но если бы он подвизался смиренно, то эти врата не были бы для него тесными. Те, кто эгоистично подвизаются в постах, бдениях и прочих подвигах, мучают себя без духовной пользы, потому что бьют воздух, а не бесов. Вместо того чтобы отгонять от себя бесовские искушения, они принимают их все в большем количестве, и – как следствие – в своем подвижничестве встречают множество трудностей, чувствуют, как их душит внутреннее беспокойство».

И вот, исходя из своего глубочайшего опыта, преподобный Паисий дает такой совет людям, которые вроде бы подвизаются и испытывают внутри себя душевную тревогу: «В духовной жизни требуется внимание. Делая что-либо по тщеславию, духовные люди остаются с пустотой в душе. Их сердце не преисполняется, не становится окрыленным. Чем больше они увеличивают свое тщеславие, тем больше увеличивается и их внутренняя пустота, и тем больше они страдают. Там, где присутствует душевная тревога и отчаяние, – бесовская духовная жизнь». Стоит запомнить, дорогие братья и сестры, вот это очень важное наблюдение.

«Не тревожьтесь душой ни по какому поводу. Душевная тревога происходит от диавола. Видя душевную тревогу, знайте, что там накрутил своим хвостом тангалашка. Диавол не идет нам поперек. Если человек к чему-то склонен, то и диавол подталкивает его в этом же направлении, чтобы его измотать и прельстить. Например, человека чуткого он делает чрезмерно чувствительным. Если подвижник расположен делать поклоны, то диавол тоже подталкивает его к поклонам, превышающим его силы. И если твои силы ограничены, то образуется сперва некая нервозность, потому что ты видишь, что твоих сил не хватает. Потом диавол приводит тебя в состояние душевной тревоги, с легким – вначале – чувством отчаяния, потом он усугубляет это состояние все больше и больше…»

И преподобный Паисий вспоминает, как он, будучи молодым монахом, еще недостаточно опытным, подвизался в монастыре, и когда у него было правило класть поклоны, он уставал, ложился отдохнуть, и диавол внушал ему мысли: «Люди страдают, а ты лежишь, отдыхаешь. Вставай». И он вставал и вновь делал поклоны. «Я поднимался и делал поклоны – сколько мог. Стоило мне опять лечь, как он опять начинал свое: «Люди страдают, а ты спишь? Вставай!» – и я опять поднимался. Я дошел до того, что как-то сказал: «Ах, как было бы хорошо, если бы у меня отнялись ноги! Тогда у меня была бы уважительная причина не делать поклоны». Один Великий Пост я, находясь в таком искушении, еле выдержал, потому что хотел утеснить себя больше своих сил».

Преподобный Паисий Святогорец

Надо упростить свою борьбу и уповать на Христа

И далее преподобный Паисий дает совет: «Следовательно, не нужно подвизаться с болезненной схоластичностью, чтобы потом, отбиваясь от помыслов, задыхаться от душевной тревоги, нет – надо упростить свою борьбу и уповать на Христа, а не на себя самого. Христос – весь любовь, весь – доброта, весь – утешение. Он никогда не душит человека. Он в изобилии имеет духовный кислород – божественное утешение. Тонкое духовное делание – это одно, а болезненная схоластичность, которая от нерассудительного принуждения себя к внешнему подвигу душит человека душевной тревогой и разрывает его голову болью, – это совсем другое».

Обратите внимание, как мудро преподобный Паисий Святогорец два эти состояния, для неопытных непонятных, которые мы можем смешивать и одно называть другим, он разводит.

«Если человек ведет себя просто, то из сил он не выбивается. Но если примешивается хотя бы чуточку эгоизма, то, боясь сделать какую-нибудь ошибку, он напрягает себя и выбивается из сил».

Поэтому преподобный в качестве вывода ко всему сказанному обращает внимание: «Без смиренного доверия Богу духовного делания не совершай». То есть, должно быть смирение, осознание своей немощи, своей греховности, своего бессилия что-либо сделать правильно, и упование на Бога.

«В противном случае ты будешь переживать, утомлять свою голову и душой чувствовать себя плохо. В душевном беспокойстве обычно кроется неверие, но можно испытывать такое состояние и по гордости».

Главный вывод, главный совет, который дает преподобный – «надо упростить свою борьбу и уповать на Христа». Давайте над этим задумаемся, если раньше испытывали беспокойство и не знали эту причину, и постараемся сделать правильные выводы. Будьте здравы и Богом хранимы.

Тревога в духовной жизни

Чем опасна мечтательность в духовной жизни?

На главную страницу сайта - Семья и Вера