Собор 70-ти апостолов

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами будем говорить о празднике, который называется Собор 70-ти апостолов Христовых. В Евангелии от Луки есть свидетельство о том, что в Свою третью Пасху уже во время Своего служения Христос призвал иных 70 учеников Своих и направил их в те города, куда Сам намеревался идти. Направил подвое, чтобы они предвозвещали Его пришествие и приуготовляли народ к вере в Него и к принятию той благодати, которую подавал им уже Сам Господь.

Собор 70-ти апостолов

В списке этих апостолов практически все упоминающиеся в книге Апостол, состоящей из книги Апостольских деяний, Соборных посланий апостола и евангелиста Иоанна Богослова, апостола Иакова, апостола Петра, апостола Иуды, и посланий Апостола Павла. Так что эти упоминаемые мужи как раз и составляют Собор 70-ти апостолов. Среди них два евангелиста – Марк и Лука. Хотя они также были с Господом с Его первых лет служения, хотя и следовали за Ним и извещены были во всех событиях Его земной жизни, но к числу двенадцати не относятся.

В числе 70-ти апостолов проповедник в южнорусской земле священномученик Климент. Будучи рукоположенным апостолом Петром в Риме, он был изгнан императором и по повелению императора Траяна впоследствии умерщвлен через потопление. Сосланный в каменоломни Херсонеса, там благовествовал нашим далеким предкам Царствие Небесное. Среди упоминаемых в апостольских посланиях мужей есть и те, кто не сохранил верность своему призванию. Например, один из семи диаконов Николай. Разумеется, они не входят в состав этого собора.

«Дидахе»

Как жили апостолы, в чем состояло их служение, отражено в замечательном памятнике древнехристианской письменности «Дидахе» («Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам»). Там указываются некоторые признаки апостольства. «Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его. Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение к ниспровержению (вашего служащее), то не слушайте его. Но (если он учит) в преумножении правды и ведения Господа, примите его, как Господа».

Собор 70-ти святых апостолов

Иногда апостолы именуются пророками, поскольку одним из даров Святого Духа, сошедшего в день Пятидесятницы на апостолов, был дар пророчества. И поскольку этот дар был сильным и явным на учениках Христовых, то часто понятие «апостол» заменяется понятием «пророк». Повелевается принимать таковых, как Господа. Большинство из них являлись рукоположенными двенадцатью апостолами епископами тех земель, тех городов, где приняли веру люди, и где таким образом устанавливалась малая Церковь.

Признаком апостолов в отличие от епископов, которые уже были определены к конкретному месту, было постоянное путешествие и движение от города к городу, от человека к человеку с тем, чтобы свет проповеди прокатился по всей вселенной. «Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь». Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк», – говорится в книге «Дидахе».

Таким образом, служение апостольское предполагало отсутствие гнезд, как у птиц, нор, как у лис. Они должны были быть всегдашними странниками. И сейчас на святой горе Афон есть братья, подвизающиеся в монастырях, келиях, пещерах, а есть и именуемые сиромахами такие монахи, которые не имеют, где главы преклонить. Их подвиг состоит в переходах от одного монастыря к другому, в бесприютном подобно Господу странствовании, в непрестанной молитве и благовестии.

«Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк». От апостола требовалось соблюдения примера Господа и в своей жизни. Не иметь двух риз и ничего кроме необходимого, кроме хлеба насущного, необходимого для утоления голода сегодняшнего дня.

«Но не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а лишь тот, кто хранит пути Господни. Следовательно, лжепророк и пророк (истинный) могут быть познаны от путей их (жизни)». Большинство из апостолов мученической смертью подтвердили свою верность Господу и соответствие жизни своей тому Слову Христову, которое проповедовали. Некоторые сподобились мирной кончины, как например один из возлюбленных учеников апостола Павла Тит. Кстати сказать, сам апостол Павел не относится ни к двенадцати, ни к семидесяти апостолам, являясь особым светильником веры, особо призванным Господом, особо потрудившимся ради проповеди Его святого имени. Потому он и чтится в особый день первоверховных апостолов Пера и Павла.

Таким образом, это соборное торжество является для всей Церкви днем великого благодарения нашим отцам по вере, апостолам Христовым, благовествовавшим по всей вселенной Евангелие.

Собор 70-ти апостолов

Собор святых семидесяти апостолов

На главную страницу сайта - Семья и Вера