Тема погребения и смерти

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы остановимся мыслью на теме погребения, смерти и некоторых вещей с этим связанных.

«Коснись рукою земли за порогом дома»

В сербском народе есть один из святых, близких к нам по времени, которого сербы по достоинству называли «новым Златоустом». Это епископ Николай Велимирович. Он написал много полных глубокого смысла произведений, проповедей. И есть у него обширная переписка с духовными чадами, которая издавалась отдельными изданиями – «Миссионерские письма» епископа Николая. В одном таком письме он отвечает женщине, болью сердца которой было то, что сын ее погиб на войне, а она не знала, где могила ее чада. Вот он пишет следующие слова: «Успокойся, дорогая мать. Выйди за порог своего дома и коснись рукою земли за этим порогом. Ты коснешься края могилы твоего сына. Весь мир – большая могила. Но души его там нет. Если любишь его по-настоящему, окажи ему помощь молитвой, посильной милостыней, посещением храма и другими благочестивыми делами».

Говоря, таким образом, он, безусловно, утешил ее и сегодня дал нам урок. Действительно, весь мир – это одна большая могила. Часто мы можем ходить по могилам, не зная об этом. Нередко в истории бывали случаи, когда завоевывая ту или иную территорию, захватчики сравнивали с землей кладбища, которые всегда были священными местами для людей. Или в силу разных других причин над кладбищами проходили дороги, или кладбища заливались водой и образовывались водохранилища. И действительно, коснувшись земли за порогом своего дома, мы касаемся чьей-то могилы.

Этой женщине святой Николай говорит также, чтобы она ухаживала за чужими могилками, чужих сыновей, солдат, в надежде на то, что кто-то в неизвестной стране, в неизвестном селе или городе будет так же ухаживать за могилой ее сына.

Кладбище, похороны, заупокойная молитва – это то, что делает человека религиозным. Как бы не вытравливали из человека веру, смерть возьмет свое и заставит человека подумать о вечности, сожмет его сердце скорбью и выдавит из него хотя бы одну каплю молитвы.

Тема погребения и смерти

Сегодня, когда мы совершаем все эти обряды, связанные с погребением, поминанием усопших, многое хотелось бы делать лучше и правильнее. Неоднократно случаются вещи, когда люди погребают своих родных без молитвы, не зовут священника, не совершают заупокойную службу, и потом уже опоминаются, приходят в храм для заочного отпевания. Есть много людей, которые погребены так просто.

Ведь у Бога нашего мертвых нет. Есть такая радостная строка в Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Поэтому нужно помнить об усопших, и вечная память о них, соединяемая с молитвой – это залог вечной жизни в Боге. Итак, нужно, безусловно, сопровождать священный момент перехода в вечность заупокойной молитвой и помощью Церкви человеку, уходящему на суд к Богу.

Священник на кладбище

Многие поминают усопшего водкой. Нечестивый, скверный обычай, который нужно искоренять и ради этого стоит потрудиться. В древности язычники приходили на могилы своих родных и устраивали там тризны – заупокойные попойки. Так бывает на наших застольях, которые идут вслед за отпеваниями. Поминание усопшего водкой – это нанесение покойнику обиды. Безусловный грех всем тем, кто пришел на это поминание. Необходимо войти и выйти из дома, где был плач по мертвому человеку, трезвым. И главное, поминать – означает молиться, а не сесть за стол и есть, пить, забывая, куда пришел.

«Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом», – говорит премудрый Соломон.

Есть еще один обычай, уж совсем не вписывающийся в рамки христианства. Библия говорит, что Господь сотворил человека, взявши прах земной. И согрешившему Адаму сказал: «Ты земля есть и в землю отыдеши». Телесному составу нужно вернуться в землю и превратиться там в нее, и потом быть воскрешенным из земли. Сегодня же часто покойников сжигают, придумывая этому различные оправдания. Нечестивейший обычай предавать покойников огню сегодня существует и среди христиан. Это тоже великая обида усопшему. Нельзя этого делать. Человеческое тело священно, это храм, это зерно. Оно должно лечь в землю, дождавшись весны – воскресения.

Много священного, важного и глубокого связано с жизнью нашей, и со смертью нашей. Диалектически жизнь и смерть связаны неразрывно. Мы, безусловно, живем для того, чтобы потом умереть. Но и умираем для того, чтобы жить вечно. Это радость, которую нам приносит святое Евангелие.

Тема погребения и смерти

Молитва об усопших

На главную страницу сайта - Семья и Вера