Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
25 декабря одиннадцать Поместных Православных Церквей отмечают Рождество.
В ночь с 6 на 7 января Рождество отмечают в монастырях Афона, а также Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Русская и Польская Православные Церкви. А также Автономные Китайская и Японская Православные Церкви − тоже отмечают этот праздник по юлианскому календарю.
Почему так произошло
События, повлиявшие на это, случились в 20-е годы прошлого века. Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса), который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей. Он и провел ряд реформ, после которых в декабре 1921 года был низвергнут Синодом Элладской Церкви за нарушение канонов.
Но решение Синода было отменено, и митрополит Мелетий в январе 1922 года стал Константинопольским Патриархом.
В июне 1923 года в Стамбуле Метаксакис созвал так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Это было сделано вопреки постановлениям Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов и привело к трагическим последствиям.
Всеправославным конгресс можно назвать лишь условно. На нем присутствовали представители лишь трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская Патриархии от участия отказались.
Переход на новый календарь произошел в первую очередь в Греции и вызвал не только раскол внутри Церкви, разделив верующих на старостильников и новостильников, но даже привел к кровопролитию: недовольные решением собора верующие разгромили резиденцию Константинопольского Патриарха. А самого Мелетия вынудили не только отречься от патриаршества, но и покинуть Стамбул.
Для расчета неподвижных праздников возник особый календарь – новоюлианский, который и используется сегодня одиннадцатью Поместными Церквями. Этот календарь является модификацией юлианского, но до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, хотя и построен на более сложном расчете.
В 900-летнем цикле он упраздняет 7 суток, в отличие от григорианского календаря, который убирает 3 дня за 400 лет.
Новоюлианский календарь был разработан сербским астрономом и математиком, профессором Белградского университета Милутином Миланковичем в 1924 году.
Впрочем, исчисление Пасхалии всеми Поместными Церквями, кроме Финляндской Православной Церкви, ведется сегодня по юлианскому календарю.
15 октября 1923 года новоюлианский календарь был формально, под жестким давлением властей, введен Патриархом Тихоном.
Однако он вызвал такое несогласие внутри Церкви и среди верующих, что спустя 24 дня Патриарх распорядился отложить введение нового стиля в церковное употребление.
Можно сказать, что это было сделано ради мира внутри общины верующих. При этом для самих верующих сохранение старых церковных календарных традиций в советские годы стало актом исповедания веры.
Когда мы сравниваем одиннадцать Церквей с четырьмя, разница кажется значительной.
Но! По самым грубым расчетам 136 млн православных придерживаются старого стиля.
Им противопоставлены Элладская Церковь, в которой состоит 9 млн верующих, Константинопольская – 3,5 млн, самая многочисленная Румынская Православная Церковь насчитывает около 19 млн православных, в Болгарии их 6 млн. Антиохийская, Кипрская, Албанская, Александрийская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 3 млн верующих.
Вместе эти Церкви составляют не больше 40 млн верующих, придерживающихся новоюлианского календаря.
Почему Церкви важно оставаться на юлианском календаре?