Не пренебрегай Божьим даром прощения

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

«Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара Небесного (…) и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия» (Евр. 6:4). Грозные слова обращены к нам от апостола Павла. Как же нам каяться. Если мы вновь и вновь повторяем свои согрешения.

Не пренебрегай Божьим даром прощения

Каждый из нас знает, что мы чаще всего, когда каемся на исповеди в очень многих мелких грехах, знаем, что скорее всего нарушим обещание, данное Богу в исповеди. Опять сорвемся и слишком много поговорим, осудим, объедимся и совершим все те грехи, которые часто сами называем повседневными. Более того мы заем из Псалтири, «Несть бо человек, иже жив будет, и не согрешит. Токмо Сам Господь наш без греха».

И как же человеку соединить свой очевидный небезгрешный образ жизни с грозными словами апостола Павла. Возможно, что наше покаяние бессмысленно, бесполезно, раз мы снова и снова впадаем в те же самые грехи.

Во-первых,  все-таки есть разные степени одного и того же греха. Святые отцы дают многие степени согрешения от прилога до страсти, когда человек уже не может освободиться от греха.

Во-вторых, по сути своей грехи также очень разные. Одно дело, лишнего поговорить или что-то лишнее съесть, а другое – убить человека.

В-третьих, уровень духовных знаний, духовного развития тоже у людей очень разный. Один человек прекрасно всё понимает и знает. Другой же в силу своих способностей и обстоятельств мало знает. Конечно же, и спрос будет с таких людей разный.

Разговор с батюшкой

В житие преподобного Серафима Саровского очень хорошо описано, как явление Духа Святого преображает человека. В связи с этим насколько человек становится другим под действием благодати Святых Христовых Таин. Если впасть в таком состоянии в тяжкий грех или даже вернуться к исповеданной страсти, означает чаще всего, что человек пренебрег даром Духа Святого. Чаще всего это означает, что он уже не в состоянии вернуться. Ярким примером такой ситуации является алкоголизм. Когда первый раз человек дает обещание не пить больше, причащается Святых Христовых Таин, то Господь дает ему необыкновенную силу бросить пить. Но если хоть один раз человек нарушает свой обет, то даже после покаяния такой силы бороться со страстью Господь уже не дает. И когда это повторяется от раза к разу, то уже начинают действовать слова апостола: «невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара Небесного (…) и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия». Потому что человек вновь и вновь впадает в грех и не старается беречься и не оскорблять Святого Духа.

Кроме того, когда мы повторяем из раза в раз грехи, то речь идёт ещё об одном страшном грехе – хула на Духа Святаго. Человек может опомниться и отойти от греха, когда ему откроется истина, когда Господь её откроет. В том случае же, когда истина ему уже открылась, но человек идет против неё, вопреки неё, фактически идёт против Бога, то что его может заставить очнуться и покаяться. Нет такого греха, который он не совершил бы и нет такого стимула, который не позволил бы ему вернуться в прежнее состояние. Святые отцы говорят, что хула на Духа Святого – это сопротивление очевидной истине, открытой Духом Святым. Такой человек не может раскаяться, потому что всё ему уже открыто и нет такого стимула,  который заставил бы его вернуться назад.

Мы должны каяться. Показателем же того, что мы не находимся в том состоянии, о котором говорит грозно апостол Павел, является то, что мы пришли на исповедь. Нет греха непрощенного, кроме нераскаянного. Если мы каемся, то Господь вновь и вновь будет обновлять нас, но каждый раз справляться со своим грехом, страстью будет сложнее и сложнее.

Протоиерей Михаил Дудко

Не пренебрегай Божьим даром прощения

Превратить жизнь в покаяние

На главную страницу сайта - Семья и Вера