
Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
В XIX веке в недрах Церкви происходит настоящее обновление – появляется русское старчество. О нем-то мы и будем сегодня говорить.
Русское старчество
Для начала некоторое пояснение, что же такое старчество. Такое название закрепилось за образом монашеской жизни, когда духовно опытный монах, старец, преподает свои наставления либо молодым монахам, либо вопрошающим мирянам. И, кстати, вот что интересно. Слово «старец» указывает больше не на почтенный возраст учителя, а в первую очередь на его мудрый духовный опыт, которым он может поделиться. Таким образом, можно сказать, что старчество – это особое служение в Церкви, искусство духовного руководства людьми. Старец – это добрый, иногда строгий и требовательный, но всегда любящий наставник, получивший особый дар – направлять души ко спасению и врачевать их от страстей.
История самобытного русского старчества начинается в XVIII веке, времени преподобного Паисия Величковского. Пожив достаточное время в афонских обителях, он научился монашеской жизни и успешно перенес этот опыт на Родину. Наибольший расцвет старческого служения приходится на XIX столетие. Именно тогда весь христианский мир узнал название Саровской, Оптиной, Глинской пустыней. И именно с тех пор мы имеем в нашей Церкви поистине неисчислимое богатство аскетической мудрости.
Время это действительно чрезвычайно богато на примеры личного благочестия. Чего стоит только имя преподобного Серафима Саровского, чьи подвиги приходятся как раз на этот период. Думаем, что нет надобности вновь излагать его житие, оно и так хорошо известно. Важно понять другое. Его подвиг стал своего рода символом русского старчества XIX века. И таких подвижников в России тогда было много.
Особым уважением пользовались старцы Оптиной пустыни – Лев, Макарий, Амвросий и другие. Большую известность и авторитет имели старцы Глинской пустыни и других обителей. Их поучения, слова и письма дают ответы на самые разные вопросы: от глубоких богословских, до простых, даже бытовых проблем. Остается только поражаться богатству этой яркой мозаики мнений и опыта, где все устремлено к главному – спасению души.

Свою роль старчество сыграло и в культурной истории нашей страны. Именно благодаря ему произошла знаменательная встреча Русской Церкви и русской интеллигенции. Устав от пустоты модных философий, люди в поисках ответов на извечные вопросы шли в монастыри, чтобы прикоснуться к глубине духовного опыта. Такие встречи впоследствии сыграли огромную роль не только в личной жизни этих искателей истины, творцов и мыслителей, но и в жизни целой нации, приведя к удивительному расцвету русской культуры.
Для того чтобы представить масштаб этого влияния, достаточно перечислить лишь несколько ключевых имен. Это писатель и поэт граф Алексей Толстой, богослов и философ Алексей Хомяков, классик русской литературы Николай Гоголь. Это один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Федор Достоевский. Все они, как и многие другие, обретали в старчестве подлинный источник живой воды, столь утешительной в духовной пустыне нецерковного мира.
![]()


