6 декабря в истории. Николай ПименовВ этот день 6 декабря 1812 года родился Николай Пименов. Выдающийся русский скульптор.

Николай Пименов

Фраза «на детях гениев природа отдыхает» никоим образом не подходила для Николая Пименова, который стал продолжателем династии выдающихся скульпторов.

«Среди художников рос талантливый ребенок, начавший лепить раньше, чем принялся за карандаш, а карандашом владевший опять-таки раньше посещения рисовальных классов Академии», – отмечали современники.

Творчество Николая Пименова

Как когда-то его отец Степан Степанович, Николай был награжден большой золотой медалью Академии Художеств за выпускную работу «Юноша, играющий в бабки».

Николай Пименов. Юноша играющий в бабки

«Слава Богу! Наконец, и скульптура в России явилась народная», – глядя на скульптуру заявил народный поэт Александр Пушкин.

И тут же родил рифму:

«Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре».

«Изображая «Парня, играющего в бабки», – отмечал скульптор Игорь Шмидт, – «Пименов стремился передать, прежде всего, красоту и силу русского человека. В фигуре крестьянского парня, с увлечением отдавшегося игре, чувствуется действительно большая внутренняя и физическая сила, смелость и широта русской натуры…»

Николай Степанович Пименов

Дифирамбы в свой адрес ваятель слушал неоднократно и во время своего четырнадцатилетнего пансиона по Европе. Статую «Мальчик, просящий милостыню», за которую Пименову было присвоено звание академика, положительно оценило все итальянское художественное сообщество. Хвалил и библейский художник Александр Иванов. А Николай по примеру этого друга создал две художественные картины – «Христос» и «Голова итальянца-монаха».

Православные сюжеты отразились и в бронзовых скульптурных композициях «Воскресения» и «Преображения», размещенных в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора Петербурга. Из бронзы был отлит и «Георгий Победоносец», охраняющий сегодня петербургский Русский музей. Критик Стасов вспоминал, что на его вопрос: «Не мелковат ли дракон», автор ответил, что нет – «Он предстает в виде противной и ничтожной гадины».

Композиции «Воскресение» и «Преображение»

Проживая в «северной Венеции», Пименов много творил по заказу морского ведомства – носовые фигуры для кораблей «Дмитрий Донской», «Александр Невский», проект севастопольского монумента адмиралу Михаилу Лазареву.

«Герой-флотоводец представлен скульптором как бы стоящим на мостике боевого корабля. Смотря вперед, он положил правую свою руку на подзорную трубу, которую поддерживал локтем другой руки».

К сожалению, из-за относительно ранней смерти этот проект Пименов не закончил. В копилке его произведений осталось много нереализованных идей, доведенных до конца его учениками. Среди них памятники военным героям Корнилову, Нахимову, Паскевичу.

Монумент адмиралу Михаилу Лазареву

А один из талантливых учеников Марк Антокольский зарисовал для потомков портрет любимого учителя: «Он был высокого роста, худощав, с быстрыми, порывистыми манерами; о нем ходило много анекдотов, в них он представлялся художником с недюжинным талантом, человеком гордым до сумасбродства, энергичным до резкости… Все боялись его, не исключая и начальства Академии… Профессор Пименов был для меня вовсе не страшен, а напротив, очень добр, он хвалил меня, как за рисунок, так и за лепку, и охотно направлял не только меня, но и каждого желавшего следовать его советам; а желавших было много и из живописцев; в этом отношении он был истинным мастером и поправлял, как никто потом».

6 декабря в истории. Николай Пименов

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера