Кремль во время войны

Маскировка кремля в войну. Интересные факты

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

За первые 30 дней Великой Отечественной войны Московский Кремль «исчез» с лица Москвы. Наверное фашистские асы были немало удивлены тем, что их карты врут, и они не могут обнаружить Кремль, летая над Москвой.

Все дело в том, что по плану маскировки звезды на башнях и кресты на соборах зачехлили, а купола соборов покрасили в черный цвет. По всему периметру Кремлевской стены построили трехмерные макеты жилых построек, за ними не просматривались зубцы. Часть Красной и Манежной площади и Александровский сад заполнились фанерными декорациями домов. Мавзолей стал трехэтажным, а от Боровицких ворот до Спасских насыпали песчаную дорогу, изображавшую шоссе.

Маскировка кремля в войну. Интересные факты

Если раньше светло-желтые фасады кремлевских зданий отличались своей яркостью, то теперь они стали «как все»— грязно-серыми, крышам тоже пришлось менять цвет с зеленого на общемосковский красно-коричневый. Никогда еще дворцовый ансамбль не выглядел так демократично. Даже Москва-река у Кремля изменила очертания: между Москворецким и Большим Каменным мостами установили еще один, деревянный.

Сегодня, когда мы видим из космоса каждый дом, «кремлевский маскхалат» может показаться наивным, но в то время, несмотря на то, что «Кремль-невидимку» то и дело разоблачали снег и дожди, он себя оправдал. Число налетов немецкой авиации на Кремль удалось сократить до минимума (в 1941г. их всего пять, в 1942 — три, далее – ни одного).

Заглавие, лента, Георгиевская

Из воспоминание постоянного читателя нашего сайта – Тимофея о военной Москве:

“Находился в Москве с конца 1943 года – у тёти, после эвакуации в Горьком. Её муж работал по ремонту и оснащению грузовиков для разных фронтовых нужд. А она у Сокола – часто пешком почти весь путь проделывала!..
Самые первые, смутные воспоминания детства относятся именно к военной Москве. Про Кремль тётя говорила, что он красивый, картинки показывала, а издали (ходить вблизи было нельзя) всё выглядело очень неприглядно.

Мы жили у Новоспасского моста – там, где сейчас Крутицкое Патриаршье подворье (кстати, работы по его реставрации велись ещё тогда, они велись сколько я себя помню – даже и несколько лет назад, когда уже и постройки этой территории перепланированы!). Оттуда на повороте реки Кремль виден. Так вот, на др.берегу Москвы-реки там стоит пром.здание с нескольким высокими трубами – “Могэс”, как тогда говорили. А под нами, внизу Крутицы, на набережной – ГНС… Так всё это было тоже замаскировано, и ходить рядом нельзя. Но помню всё это как расходящееся с обычно наблюдаемым в быту.

А ещё хорошо помню как летом 1944 года по центру Москвы шли бесконечные колонны серых, унылых, противных, обтрёпанных пленных немцев и их иностранных прихвостней. Не без инцидентов было…

Военнопленные

И ещё кое-что помню от московской жизни тех лет – очень важное. И крещён, кажется, где-то на улице со странным тогда для меня, “пищевым” названием – Солянка. Некоторые церкви в Москве работали всю войну.

Тётя, хоть и не была набожной и икон в доме у нас не было, но умела очень кратко и вразумительно сказать ребёнку о месте Веры в жизни. Так и нам бы мочь!.. А то берутся проповедовать нередко те, от которых обратный эффект, а то и хуже – в суеверия, даже в язычество ударяются бедняги обучаемые. Нет, только жизнь с наблюдаемой и испытываемой суровой правдой и людьми, не лаптем щи хлебающими – только при этом утверждается прочное, действенное, жизненное Православие. Иначе – всё поверхностное, нестойкое, искажённое. Ниспошли нам, Господь, победы достойныя.”

Заглавие, Георгиевская лента

Священная Война. Песня-гимн-символ!

Великая Отечественная война. Чудесный рассказ.

Сайт Семья и Вера