Чудеса великомученика Димитрия СолунскогоЧудеса великомученика Димитрия Солунского

Добрый день, дорогие наши посетители! Великомученик Димитрий Солунский известен как православным русским так и православным грекам многими чудесами!

Существует несколько собраний рассказов о чудесах св. Димитрия Солунского. Мы представляем Вам одно из них, которое относятся к 7 веку, записанному архиепископом Фессалоникийским Иоанном, в котором он передал основные черты образа великомученика и его характер.

Чудо 1 «Об эпархе Мариане»

Эпарх Иллирика Мариан стал предаваться чревоугодию, плотским страстям
и прочим грехам, от чего тяжело заболел, и никакое лечение не могло ему помочь. Мариан отверг предложенный ему магический амулет, предпочтя спасение души выздоровлению. Тогда во сне ему явился Дмитрий Солунский и приказал идти в его храм. Проведя ночь в храме великомученика, Мариан исцелился. Это событие могло иметь место не ранее средины V в., когда после падения Сирмия резиденцией правителя Иллирика стала Фессалоника. Не исключено, что оно заимствовано Иоанном из более древнего собрания.

Чудо 2 «Об имевшем кровотечение»

Некий военачальник, служивший под властью эпарха Иллирика, страдал сильным желудочным кровотечением. Так, как он был известен своей верой и кротким нравом, весь город сочувствовал ему, но ни одно лекарство ему не помогало. Находясь при смерти, он попросил отнести его в храм главного защитника города. На вопрос, кто это, он ответил: «Димитрий Солунский». В его храме он получил исцеление.

Чудо 3 «О чуме»

Иоанн подробно описывает эпидемию, от которой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Дмитрия Солунского, люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать, те же, кто остались дома, умерли. Это событие относят к июлю 586 г.

Чудо 4 «О демонах»

Рассказывает о воине, которым овладели демоны, и он не мог молиться. Товарищи отвели его в храм Дмитрия Солунского и положили там, а наутро рассудок вернулся к нему.

Чудо 5 «О востребовании мощей мученика»

Император Маврикий потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Дмитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и голосом Дмитрия Солунского, запретившего им делать это.

Чудо 6 «О серебряном троне»

Во время пожара в храме Дмитрия Солунского был разрушен серебряный киворий над гробницей — главное украшение храма. Архиепископ Евсевий для возмещения серебра, недостающего на восстановление кивория, решил расплавить трон, находившийся в храме, но одному из священников во сне явился Дмитрий и запретил делать это. Однако Евсевий не поверил ему, тогда Дмитрий 2-й раз явился священнику, а через 18 месяцев — 3-й, на этот раз обещая позаботиться о кивории. Вскоре к Евсевию обратился некто по имени Мина, а затем и другие жертвователи серебра на восстановление кивория.

Чудо 7 «О пономаре Онисифоре»

Некий юноша Онисифор, в обязанность которого входило зажигать свечи и оправлять лампады в храме Дмитрия Солунского, начал красть и продавать свечи, а деньги присваивать. Дмитрий явился ему во сне, но Онисифор не внял предостережению святого. Однажды ночью он хотел похитить свечи из кивория, но был остановлен голосом Дмитрия из гроба. Онисифор упал, как пораженный громом, а очнувшись, покаялся и оставил греховную страсть. Чудо имело место во времена Евсевия (предшественника Иоанна на церковном престоле Фессалоники), но до того, как он стал епископом, т. е. до 586 г.

Чудеса 8-15 рассказывают о защите Фессалоники от различных бедствий.

Чудо 8 «О помощи великомученика в голоде»

После снятия осады города наступил голод, так как нападавшие варвары уничтожили посевы и все припасы в округе. К тому же из-за распространившихся слухов, что Фессалоника захвачена, торговые корабли перестали приходить в город. Жителям угрожала голодная смерть. Тогда великомученик явился во сне Стефану, капитану кораблей с хлебом, идущих в Константиполь, и велел ему изменить курс и плыть в Фессалонику. Святой шел по морю впереди корабля и указывал путь. Когда капитан прибыл в город, он рассказал о видении Дмитрия Солунского впервые проявил чудотворную силу вне стен Фессалоники. Событие датируется осенью 586 г.

Чудо 9 «О помощи мученика в голоде другой раз»

Великомученик направил суда с продовольствием в родной город, которому грозил голод, но на этот раз он не являлся купцам, а внушил им идти в Фессалонику. Датируется ок. 610 г.

Чудо 10 «О госпоже Евтаксии»

Рассказ относится к времени кровопролитной гражданской войны при имп. Фоке (602-610), начавшейся на Востоке (Киликия, М. Азия), а затем перекинувшейся на Иллирик и Фессалонику. Одному человеку, недавно прибывшему в город и еще незнакомому с ним, приснилось, что он находится в храме Дмитрия Солунского, в левой части которого был киворий необычайной красоты. Он спросил, что это за сооружение, и ему ответили, что, по слухам, там покоится вмч. Дмитрий. Человеку захотелось заглянуть внутрь, и ему отворили врата кивория. Там он увидел некое подобие серебряного ложа, в изголовье которого был золотой престол, усыпанный драгоценными камнями, а на нем восседал сам Дмитрий. В нижней части ложа был другой престол, из серебра, на котором сидела красивая знатная женщина. Она поднялась и сделала шаг к двери, но святой остановил ее и просил не покидать город, который нуждается в ней. Видевший сон поинтересовался, кто она, и получил ответ, что это некая Евтаксия. Она послана Богом в спутницы Дмитрию Солунскому. Сон был истолкован как знак того, что великомученик не позволяет Евтаксии покинуть город, переживающий междоусобицу. Это чудо содержит самое детальное описание кивория, предполагаемого надгробия Дмитрия Солунского.

Чудо 11 «О богохульствующем эпархе»

Центральной фигурой здесь снова является некий эпарх Иллирика, который был очень надменным и презрительно обращался с гражданами. Когда он дошел до богохульства, то в наказание был поражен болезнью: его тело покрылось страшными язвами. Так он страдал почти год и был избавлен от болезни только после того, как со слезами исповедался в храме Дмитрия. Это чудо относится к времени ок. 586 г.

 

В Чудесах 12-14 содержится описание военной помощи, оказанной Дмитрием Солонским городу. Все они касаются исторических событий, свидетелями которых были современники архиепископа Иоанна.

Чудо 12 «О возгорании кивория»

На 2-й день праздника в честь Дмитрия (26 окт.), в ночь на 28 окт., киворий загорелся и расплавленное серебро потекло рекой по полу. Разбуженные горожане бросились тушить пожар. Когда огонь был потушен, а горожане еще не разошлись, служители церкви стали опасаться, как бы не ограбили храм, и не знали, как вывести из него людей. Тогда Дмитрий внушил одному из них объявить ложную тревогу о нападении варваров. Вскоре толпа рассеялась и служители стали спокойно собирать расплавленное серебро. Когда же горожане, вооружившись, поднялись на стены города, то оказалось, что славянское войско и в самом деле незаметно подступило к Фессалонике. Бой длился целый день, пока атакующие не отступили. Это чудо содержит самое раннее упоминание о дне памяти святого — 26 окт. Отнести событие к определенному году трудно, а предлагаемые датировки варьируются от 584 до 609 г.

Чудо 13 «Об осаде города»

Архиепископ Иоанн называет его «главнейшим из чудес мученика», которое спасло Фессалонику от неминуемой гибели. Замыслив причинить как можно больше горя императору Маврикию, вождь (каган) аваров собрал подчиненных ему славян и выступил с огромным войском против Фессалоники. Сметая все на пути, войско продвигалось к городу быстрее, чем можно было ожидать. Но Дмитрий наслал на врагов помрачение, так что те приняли крепость мц. Матроны за город и задержались там, только к рассвету обнаружив ошибку. Когда все-таки начался штурм города, Дмитрий появился на стене в снаряжении тяжеловооруженного воина, сбросил копьем первого варвара из поднимавшихся по лестнице на стену. Падая, тот увлек за собой всех остальных. Охваченные страхом, варвары отступили от стен. После первой неудачи авары и славяне плотным кольцом окружили город. Горожан охватил ужас, так как они никогда еще не видели вблизи такого количества варваров. К тому же население города сильно сократилось после эпидемии чумы, и спасение казалось невозможным.

Чудо 14 «О певце»

Полагают, что первоначально Чудеса 13-14 представляли собой единый рассказ, который из-за большого объема был разделен на 2 части. В 1-й говорится о том, как Дмитрий не дал варварам внезапно захватить город, во 2-й — как Фессалоника была избавлена от осады. В центре каждого из рассказов лежит чудо, связанное с явлением великомученика для оказания военной помощи, но, кроме того, имеется еще несколько других чудес святого, которыми объясняются удачи горожан и промахи варваров во время осады.

За несколько дней до появления варваров архиепископу Евсевию приснилось, что он находится в городском театре, где некий певец собирался петь о нем и его дочери. Проснувшись, Евсевий догадался, что дочь — это Фессалоника. Зная, что сны такого рода предвещают несчастье, он молился день и ночь. Когда варвары напали на город, он сразу понял, что пророчил певец. В городе не хватало ни людей, ни денег, ни оружия, чтобы отразить атаку.

Но вдруг, к удивлению нападавших, на стенах появились неизвестно откуда взявшиеся воины — это Бог послал на помощь свое войско. Автор подробно описывает осаду, в ходе которой варвары несколько раз были близки к тому, чтобы взять город, но Дмитрий помогал отражать атаки, и нападавшие ни с чем возвращались в лагерь. На 7-й день осады варвары решили предпринять решающее сражение. Однако в назначенный день они неожиданно отошли от стен города, охваченные ужасом. Отступая, они грабили и убивали друг друга. Перебежчики с их стороны рассказали, что накануне видели, как из ворот города выехало войско, во главе которого был «муж огненный и сияющий на белом коне и одетый в белую одежду». Горожане поняли, что это было ангельское войско во главе с Дмитрием Солунским. Это событие можно отнести к 586 или 597 г. Большая часть исследователей склоняется к датировке 22-29 сент.586 г.

И сейчас, в 21 веке, великомученик Димитрий Солунский посылает свою чудесную помощь всем тем, кто с верой к нему обращается!

 

<< На главную страницу                                   Непридуманные истории >>