Великая Пятница. Духовное чтение
Мир Вам, дорогие наши посетители!
В сегодняшний день Великой Пятницы, предлагаем Вам к духовному прочтению проповедь священника Иоанна (Яковкина), который прекрасным образом открывает весь глубокий смысл Страстной Пятницы – посвященную воспоминаниям Спасительных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа:
“Усматривая в крестной смерти Сына Божия неизреченное милосердие Божие к нам, грешным, мы слишком любим иногда успокаивать себя надеждою на это милосердие, и вследствие этого продолжаем грешить по-прежнему, обольщая себя той мыслью, что Господь, по Своей благости, быть может, оставит грехи наши так, без всякого наказания.
А вот видите, пощадил ли Он Самого Единственного, возлюбленного Сына Своего, принявшего на Себя грехи наши? Избавил ли Его от ударов гнева небесного? Если не пощадил Его, Своего Сына возлюбленного, а принес в жертву правосудию Своему, то пощадит ли некогда, в день Суда и Воздаяния, нас, грешных и недостойных, за наши собственные грехи? Пощадит ли, когда мы и готовым уже и так дорого стоившим Ему избавлением нас от вечной гибели не хотим воспользоваться надлежащим образом?
Но поспешим искренней верой и раскаянием усвоить себе заслуги нашего Божественного Искупителя. О, нет, не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Если бы грехи наши могли быть оставлены без всякого наказания, то так же, конечно, мог бы быть оставлен и первородный грех. Но вы видите, какое сильное, необыкновенное средство надлежало употребить Господу для заглаждения его,— принести для этого в жертву Самого Сына Своего.
Итак, еще повторю, не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что можно было сделать для спасения нашего милосердию Божию, все, все сделано. Сам Сын Божий заклан за нас на жертвеннике крестном. Остается воздействовать правосудию Божественному,— и оно некогда воздействует. Придет день, день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5), когда Он, Господь наш, ныне милосердный и долготерпеливый, явится, наконец, во всем грозном величии Своем, как Бог правды и Судия неумолимый, явится сотворить отмщение (Лк. 21, 22) — за попрание святого закона Своего, за пренебрежение нами средствами ко спасению, за нежелание воспользоваться милосердием Его, явится открыть ярость и гнев, скорбь и тесноту всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2, 8-9) Страшно, страшно впасть в руки Бога живого! (Евр.10,31)
За то, пока еще хранит Господь жизнь нашу, мы имеем всю возможность избежать угрожающей нам вечной гибели за неправды наши, и с дерзновением можем приступать к Престолу благодати, да — по выражению святого апостола — посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4, 16).
Ибо, вы видите, что заставило Отца Небесного принести в жертву за нас возлюбленного Сына Своего~ Очевидно, что более, как не Его беспримерная любовь к нам, грешным, Его дивное милосердие к Своему созданию. Следовательно, при такой любви к нам Господа нашего, чего не можем мы ожидать от Него, если только благовременно обратимся к Нему от всего сердца~ Чего, в таком случае, не готов Он сделать для нас, для нашего вразумления и подкрепления, для одоления пагубной силы греха?
Тот, как говорит святой апостол, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всею? (Рим. 8, 32), т.е. как не дарует нам и всего с Ним? Да, возлюбленные, как мы ни многогрешны, а все еще, при благости к нам Божией, можем восстать и исправиться (см. Пс. 19, 9); Господь все готов сделать для нас, для противодействия нашим страстям и заблуждениям, и с тем вместе забыть все неправды наши, только бы мы не забывали обращаться к Нему со всем усердием.
Для этого-то и продолжает Он хранить жизнь нашу, даруя нам драгоценную возможность избавления от вечной погибели; для этого-то и Святой Церковью с такой заботливостью предлагается нам все, что может руководствовать и располагать нас к надлежащему шествованию по пути христианской жизни; для этого же, между прочим, т.е. для лучшего расположения нас к сердечному умилению и сокрушению о грехах, выносится перед нами и это священное изображение.
Искреннее, сердечное раскаяние в грехах, постоянная и тщательная забота об исправлении своей жизни, молитвенное, благоговейное обращение к Господу за помощью — вот все, что отныне должно составлять главный предмет наших занятий, нашей деятельности! Вот все, чем мы можем избежать тех ужасных последствий, какие рано или поздно должны постигнуть, наконец, всякого беспечного и нераскаянного грешника.
После того, подлинно, что еще нам остается делать при этом печальном зрелище, как только продолжать с благоговейным чувством внимать столь многотрогательному и поучительному священному безмолвию этого Божественного Страдальца,— внимать и поучаться здесь чувствам глубокого, сердечного раскаяния и молитвенного обращения к Богу? Ибо когда и где всего свойственнее исполняться нам такими чувствами, как не здесь, в эти великие и святые минуты? И что более может сказать недостойный служитель алтаря, чего стократ сильнее не говорил бы благоговейному чувству христианина один этот вид умаленного, поруганного за нас Сына Божия?
Вот гроб Спасителя нашего и Господа. Припадем к Нему всем сердцем и всею мыслью нашей и изольем к стопам Его всю скорбь и горечь души своей. Аминь”
Могли ли евреи казнить Христа в пятницу вечером?
О Крестном страдании Спасителя – назидательное слово свт. Луки Крымского