О супружеском воздержании
Здравствуйте, дорогие наши посетители!
В Евангелии говорится, что “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена” (1Кор.7,4). В связи с этим, если во время поста один из православных и воцерковленных супругов, настаивает на интимной близости, или даже не настаивает, а просто всячески тяготеет к ней, а другой хотел бы сохранить чистоту до конца, но идет на уступки, то надо ли ему в этом каяться, как в сознательном и вольном грехе?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
«Непростая это ситуация, и, конечно же, рассматриваться она должна применительно к разным состояниям и даже к разным возрастам людей.
Верно, что не всякие молодожены, венчавшиеся перед масленицей, смогут пройти в полном воздержании Великий пост. Тем более держать и все другие многодневные посты. И если молодой и горячий супруг не справляется со своей телесной страстностью, то, конечно, руководствуясь словами апостола Павла, лучше молодой супруге быть вместе с ним, чем давать ему возможность “разжигаться”.
Тот или та, кто более умерен, воздержан, более умеет с собой справляться, иногда поступится своим собственным стремлением к чистоте ради того, чтобы, во-первых, чего худшего, происходящего из-за телесной страстности, не вошло в жизнь другого супруга, во-вторых, для того, чтобы не породить расколов, разделений и тем самым не поставить само семейное единство под угрозу.
Но, впрочем, будет помнить о том, что нельзя искать и быстрого удовлетворения в собственной уступчивости и в глубине души радоваться неизбежности нынешней ситуации. Есть такой анекдот, в котором дается, прямо скажем, далекий от целомудрия совет женщине, подвергающейся насилию: во-первых, расслабиться и, во-вторых, получать удовольствие. И в данном случае ведь так легко сказать: “Что же мне делать, если муж (реже жена) у меня такой горячий?” Одно дело, когда женщина идет навстречу тому, кто пока не может понести с верой бремя воздержания, а другое дело, когда, разведя руками, – ну раз иначе не выходит – самой не отставать от своего супруга. Уступая ему, нужно осознавать меру принятой на себя ответственности.
Иными словами, очень важно не делать ошибки, которую часто люди допускают по отношению к посту пищевому. Скажем, в каких-то ситуациях – во время путешествий, каких-то немощей – человек не может в полную меру соблюдать пост. Молочко приходится пить или какие-то скоромные продукты есть, и лукавый тут же ему нашептывает: ну какой у тебя пост? Раз нет поста, тогда ешь все напропалую. И путешествующий начинает есть и котлеты, и отбивные, и шашлык, и вино пить, и сладости себе всякие разрешать. Хотя ведь, собственно, почему это так уж необходимо? Хорошо, в силу тех или иных условий, тебе приходится на завтрак сыр или йогурт есть, так как нет ничего другого, но это же не значит, что при этом можно себе разрешить за ужином выпивать сто грамм водки.
Так и в плане телесного воздержания: если приходится мужу или жене для того, чтобы в остальном было мирно, иногда и уступить немоществующему телесным устремлением супругу, это не значит, что нужно во все тяжкие пуститься и вовсе отказаться для себя от такого рода поста. Надо находить ту меру, которую теперь вы вместе можете вместить. И конечно, ведущим здесь должен быть тот, кто более воздержан. Он должен брать на себя обязанности мудрого выстраивания телесных отношений. Не могут молодые держать все посты – значит, пусть воздерживаются какой-то достаточно ощутимый период: перед исповедью, перед причастием. Не могут весь Великий пост, то хотя бы первую, четвертую, седьмую недели, пусть другие какие-то ограничения накладывают: накануне среды, пятницы, воскресного дня, чтобы так или иначе их жизнь была жестче, чем в обычное время. Иначе вовсе не будет ощущения поста. Потому что какой тогда смысл поститься в плане еды, если куда как более сильны эмоциональные, душевные и телесные чувства вследствие того, что происходит с мужем и женой во время супружеской близости.
Но впрочем, конечно же, всему свое время и сроки. Если муж и жена живут вместе десять, двадцать лет, ходят в церковь, и при этом ничего не меняется, то здесь нужно более сознательному члену семьи, шаг за шагом, проявлять настойчивость, вплоть до требований того, чтобы хоть теперь, когда они до седых волос дожили, детей вырастили, скоро уже внуки появятся, некую меру воздержания Богу принести.
Ведь в Царствие Небесное мы принесем то, что нас соединяет. Однако там соединять нас будет не плотская близость, ибо мы знаем по Евангелию, что “когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах” (Мк.12, 25), а то, что удалось взрастить во время семейной жизни. Да, сначала – с подпорками, каковыми и является телесная близость, открывающая людей друг другу, делающая их ближе, помогающая забыть какие-то обиды. Но со временем эти подпорки, необходимые, когда выстраивается здание супружеских отношений, должны отпадать, не становясь лесами, из-за которых и самого здания-то не видно и на которых все держится, так что, если их снять, оно развалится».
Читайте также: Пост и супружеское воздержание
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
Батюшка, скажите пожалуйста:
Мы молодая семейная пара, поженились недавно, очень любим друг друга ходим вместе в Храм Божий, исповедуемся причащаемся, до брака интимной близости не было!!! После свадьбы во время рождественского поста не выдержали и близость была, т.к. пол года терпели!!!Но потом решили пост все таки выдержать.
Сейчас идет великий пост 2017г. решили прожить его в целомудрии и посте, но как оказалось это очень сложно и на 12 день не удержались…. Иначе мы разжигаемся, очень трудно себя держать мы молодые мне 33 ей 30. Теперь у обоих на душе скверно, что не выдержали, страсти оказались сильнее! Мне очень трудно себя сдерживать! Теперь я себя считаю виновным, она ведь то же страдает, когда я дарю ей свою ласку… Вообщем мы пришли к выводу, что нам нужен совет. Сами мы не справляемся.Что нам делать?
Здравствуйте, Иван!
Я советую Вам выбирать меньшее зло, меньший грех. Вы правильно поступили. Если очень тяжело выдержать весь Великий пост, то вы можете по обоюдному согласию иметь близость между собой. Святой апостол Павел пишет об этом в 1 послании к Коринфяном: “Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление”(1 Кор. 7 гл. 4-6 ст.). Я выделю 1-ю, 4-ю, и 7-ю неделю Великого поста, а так же среда и пятница, когда нужно строго соблюсти. В остальные дни, если тяжело, иногда можете нарушить. Это будет небольшой грех. Если, например, Вы посмотрите на чужую женщину с вожделением, то это больший грех. Советую Вам выбирать меньшее.
С Богом!
Батюшка, скажите, можно ли во время чтения акафиста 40 дней подряд, иметь интимную близость с мужем?
Здравствуйте, Наталья!
Да, можно.
Мир вам и Божие благословение!
Здравствуйте.У меня такой вопрос.Что делать,если муж просит интимной близости не в традиционном варианте,а в извращенном.Раньше я такой вариант поддерживала,теперь когда у дочки проблемы со здоровьем и я молюсь за нее и не хочу навешивать на себя такие грехи,боюсь ими оскорбить Господа,боюсь,что видя что я не исправляюсь Господь не вылечит мою дочь. Но и мужа обидеть не хочеться,он открыто говорит, что лучше тогда “пойти на сторону”.Что делать?
Здравствуйте, Нина!
Вы не должны доходить до извращения в интимной близости с мужем. Это грех. Если мужу надо это, то пусть лучше уходит, нежели развратит вас. Это опасно. Блудники Царства Божия не наследуют. Вы должны Бога больше всех любить и слушать и стараться Бога не прогневать, а то Бог долго терпит, но сильно наказывает.
Мир вам и Божие благословение!
Батюшка,спаси Господи.
Я всё понимаю,но чтоб ушел? У нас трое детей и одна я их вытянуть не смогу,конечно на всё воля Божья,Он поможет мне,если останусь одна.
Но,и квартира в которой мы живем оформлена на мужа.Как то заходил разговор о разводе,муж сказал,что тогда я уйду к родителям и без детей.
А вообще он против развода,да и я против,а муж даже венчаться хочет.
Буду его убеждать,у нас и так ребенок болеет и это понятно не просто так,по нашим грехам Господь это попустил.Ему объясняю это,но пока не доходит особо.
Буду молиться за мужа,Господь,надеюсь управит,остудит мужнин пыл.
Во славу Божию!
Поступайте, как знаете, но главное, прислушивайтесь к голосу совести, это голос Божий.
Мир вам и Божие благословение!