Грехи ближних должно прикрывать, а не разглашать
Здравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Как часто мы осуждаем наших близких и вслух корим их за содеянные ими прегрешения! А ведь Господь сказал: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Луки 7:47). Да, человек – несовершенен, и часто поступает неправильно, но кто нас назначил судить его за его ошибки? Кто дал нам право, самим погибающим во грехах, обличать ближнего своего ха его прегрешения?
Только любовь может исправить человека, наставить его на путь истинный. Только прощение имеет великую силу изменить суть характера человека и направить его на путь спасения.
Если мы открыто, во всеуслышание, обличаем ближнего своего в его прегрешениях, то сами мы, в таком случае, становимся великими грешниками, гораздо грешнее обличаемого нами человека, ибо не радеем о его спасении, а желаем ему лишь осуждения и наказания, что противоречит словам Спасителя: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф.22,39).
«Если открывший чувственную наготу отца своего Хам подверг себя проклятию и, лишившись одинаковой с братьями чести, осужден служить им, если не он сам, так все потомки его, то чему подвергнутся те, которые обнаруживают грехи братьев и не только не прикрывают их, но стараются еще сделать более известными и чрез это размножают грехи?
Потому что, когда ты обнаруживаешь грех брата, то не только его сделаешь, может быть, более бесстыдным и нерасположенным к возвращению на путь добродетели, но и тех, кто будет слушать тебя, более укоренишь в беспечности и расположишь к упорству во зле; мало этого, ты подашь повод и к хуле на Бога.
А какое наказание ожидает подающих повод к этому греху, всякому известно. Будем же избегать бесстыдства Хамова, а станем подражать целомудрию скромных сыновей Ноя, которое они обнаружили по отношению к наготе отца, и таким образом прикрывать грехи братьев не для того, чтобы располагать их к нерадению, но чтобы, напротив, этим сильнее побудить их к скорейшему освобождению от заразы греховной и возвращению на путь добродетели.
Ибо для человека внимательного неимение свидетелей грехов его облегчает исправление; напротив, когда душа теряет стыд и увидит, что ее преступления известны всем, то не скоро решится исправиться, но, как бы упав в глубокое озеро и увлекаясь множеством волн все ниже и ниже, будет уже не в состоянии всплыть наверх, впадает наконец в отчаяние и теряет надежду на исправление.
Посему, прошу, не будем ни сами открывать прегрешений наших братьев, ни, когда узнаем об них от других, домогаться увидеть наготу их, но, подобно добрым сыновьям Ноя, прикроем ее и постараемся исправить падшую душу увещаниями и советами, напоминая ей о величии человеколюбия Божия, о беспредельной благости и безмерном милосердии Его, дабы нам удостоиться больших, нежели сыновья Ноя, благословений от Бога всяческих, “иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити” (1 Тим. 2, 4), и не хочет “смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему” (Иезек. 18, 23). (Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах”, Троице-Сергиева лавра, 1993).
Читайте также: О том, как нельзя осуждать!
<< На главную страницу Духовное чтение >>
А в обычной мирской практике, особенно в среде женской или наших “интеллигентов” и клерков просто господствует некое сладострастие “перемывания костей”. Вываривается ядовитый рассол сплетен, а нередко и клеветы. И ежедневно каждый с утра окунается в это отравилище, где и его жгут, …однако и ему самому уже не оторваться от этой отравы, ставшей питанием души. Жуть!
Только на производстве, где надо “давать план”, где царит реальная ответственная “напряжёнка”, – только там, в корсете тягот, общественная обстановка здорова, не заражена, тем более не пропитана этой чумой.
Да, человеческая природа, уж видно, такова, что если не гоняет жизнь его как сидорову козу, то непременно он впадёт в некое сумасшедствие. И никакие предшествующие прекраснодушия не помогут – обрушатся всё равно.
Недаром МНОГИЕ благие старцы говорили с большим уважением о “благом поспешении”.
А уж насчёт просто разглашения – так здесь есть и народная поговорка: “Доказчику – первый кнут”. И вообще ябед не уважают и порицают.
Но не надо забывать при этом, что есть немало скрытого злодейства, сознательного, направленного, в т.ч. “Тайны беззакония”. С этим мириться нельзя. Но делать это надо отнюдь НЕ ПРОСТЕЦКИМИ МЕТОДАМИ вроде общественного разглашения и сплетен…