Великий пост
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Перед нами вновь открылись просторы нивы духовной! Мы снова получили возможность напитать свою душу живительной небесной пищей, переключив свое внимание с земных увлечений на главную цель нашей жизни – приобретение Царствия Христова.
Но многие из нас, продолжая работать в том же “допостовом” темпе, и заниматься теми же суетными заботами, порой забывают о наступившей Святой Четыредесятнице. И лишь вкушении постной пищи и краткие молитвы напоминают о постовых днях…
Есть и другая опасность, подстерегающая постящихся: гордыня и превозношение. Налагая на себя строгое воздержание в пище и длительные молитвы, таковые люди особенно сильно бесят нечистую силу. И бесы, пытаясь украсть труды поста, подкидывают слишком соблазнительные мысли, которые довольно часто подбирают “высокие постники”:
“Смотри, как ты постишься хорошо, не то, что твой сосед, который даже и в церковь-то не ходит”;
“Да, больших высот ты достиг: и ешь мало, и молишься много”.
На первый взгляд кажется, что в этих мыслях нет ничего страшного и греховного. Но это только на первый взгляд. Не сложно догадаться, что именно гордость и превозношение подталкивают к осуждению, а от осуждения до презрения – один шаг…
Как же лавировать нам между этих двух опасных крайностей?
Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди, сказанной в Понедельник 1-й Седмицы Великого поста, дал необходимые советы и открыл глаза на те важные аспекты духовной жизни, которым мы должны уделить главное внимание.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы. Господь дает нам это время для того, чтобы, в первую очередь, мы могли в уединении, в молитве, через постное воздержание лучше понять самих себя.
Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Это очень непросто — познать самого себя, потому что в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские. И то, что еще вчера казалось невозможным и недопустимым, сегодня совершаем с легкостью. И напротив — иногда следующий день помогает нам многое понять, увидеть в самих себе и раскаяться в грехах своих.
Вот почему, кроме самопознания, во время Великого поста требуется и самоконтроль. Мы в обычное время мало контролируем самих себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если Великий пост приводит нас к этому навыку — контролировать свою мысль, то это означает, что пост для нас был не напрасен.
Но и самоконтроля недостаточно. Все это служит тому, чтобы мы воспитывали самих себя. А потому самовоспитание — это то, что непременно должно сопутствовать постному поприщу.
Из достижения этих трех целей и складывается весьма благотворное и положительное воздействие поста на душу человека.
Но удивительные слова находим мы у Марка Постника, который говорит о том, что от поста бывает не только добро, но и зло. И в самом деле, входя в поприще Святой Четыредесятницы, возлагая на себя определенные труды и неся эти труды, мы вступаем в полосу особой опасности — самопревозношения и тщеславия, особенно когда самих себя сравниваем с другими людьми, и не только с нецерковными, но и воцерковленными братьями. Тщеславие, которое развивается, в том числе, нередко и от строгого исполнения поста, является горьким и опасным, ядовитым, как говорит преподобный Марк, плодом постного поприща. Как, не вкушая пищу, мы открываем свою душу к принятию пищи духовной, так, не сопровождая пост самовоспитанием, контролем, самопознанием, мы способны впустить в свою душу дьявола, который и добрые наши поступки обратит ко злу.
Поэтому время Святой Четыредесятницы — время борьбы с самим собой. Мы погружаем себя в особую атмосферу, благоприятную для свершения духовных подвигов. Когда сельский уклад жизни определял ритм жизни и поведение большинства людей, то само совпадение Великого поста с поздней зимой или ранней весной предполагало, что у крестьян не было особых попечений. Было еще рано начинать подготовку к посеву, заниматься в деревне было особо нечем. И именно поэтому наши благочестивые предки, жившие в соответствии с этим ритмом сельской жизни, погружались в стихию поста через посещение богослужений, через молитву, мало чем отличаясь от монашествующих. Именно в это время заполнялись наши монастыри огромным количеством паломников.
Сегодня жизнь людей чрезвычайно изменилась. Ритм жизни, включая рабочий ритм, в дни Великого поста ничем не отличается от обычных дней. И невероятно тяжело человеку, находясь в этой каждодневной круговерти, погружаясь в решение огромного количества вопросов и проблем, никак не связанных с духовной жизнью, сосредоточиться. Вот почему мы призываем наших верующих, членов нашей Церкви, которые поневоле живут такой жизнью, неся определенные обязанности и не имея возможности уединиться для молитвы на время Великого поста, как можно чаще стараться посещать Божий храм. Потому что здесь, в храме Божием, присутствует благодать, молитва. И если у тебя самого не хватает сил молиться, то ведь кто-то рядом с тобой молится. И благодать Божия, ниспосылаемая тому скрытому от взора твоего молитвеннику, и к тебе прикасается по его подвигу.
Вот почему, приходя в храм, даже невоцерковленный человек чувствует что-то особенное. Он понимает, что здесь пребывает иная реальность, без которой невозможно ни контролировать, ни познавать, ни воспитывать самого себя. Поэтому посещение богослужений в Великий пост — это единственная возможность в меру сил и возможности прикоснуться к богатому духовному опыту Церкви, прикоснуться к Божией благодати.
Особое значение имеют наши монастыри, где собраны монашеские общины. На вас, дорогие братья монашествующие, возлагается в эти дни особая ответственность за молитву.
Молитесь о себе, испытывайте свою совесть, контролируйте свои мысли, но одновременно молитесь и о мире, о тех людях, которые вне монастырской ограды, которые не имеют возможности так провести дни Великого поста, как можете проводить вы.
Молитесь об Отечестве нашем, о всем мире, чтобы Господь пресек распространение зла в сем мире, вывел людей из-под страшного притяжения множества искушений и соблазнов и открыл пред ними великую перспективу вечной жизни.
Эта молитва монахов о всем мире, даже безымянная молитва, имеет очень большое значение. Будьте особо внимательны к тем, кто будет приходить к вам на исповедь. Помогайте им найти путь к Богу, если этот путь еще не найден, укрепиться на этом пути, если человек встал на него. Будьте милостивы и любвеобильны, соединяйте здравое слово учения со снисхождением к людям.
Помогите многим в течение Великого поста увидеть любящий лик Церкви, потому что иного лика у Церкви быть не может, потому что в этом лике отображается любящий Лик Самого Спасителя.
Пусть всех нас Господь укрепит достойно проходить поприще Святой Четыредесятницы — каждого на месте своего послушания. Аминь.”
В конце своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл затронул тему священства, поста и исповеди, призвав священнослужителей быть более мягкими и милостивыми к своей словесной пастве. Поэтому, дорогие наши читатели, если вы чувствуете, что пища без масла совсем не идет, возьмите у священника благословение на послабление телесного поста. И он Вам его преподаст.
Главный наш пост – это самовоспитание, молитва и духовное просвещение души!
Помоги всем нам Господи провести Великий пост в покаянных молитвах и подойти к празднику Пасхи Христовой духовно преображенными!
ПОБЕДИТЬ ЭГОИЗМ. Слово в Прощеное воскресенье
Добрый день! Батюшка, благословите на послабление телесного поста, на добавление растительного масла и теплой пищи.
Здравствуйте, Галина!
Благословляю Вас на послабление поста.
Мир Вам и Божие благословение!
Добрый день
Батюшка, благословите на ежедневное чтение в Великий Пост 150 раз Богородица Дево Радуйся. Я узнала, что не нужно читать Акафисты в это время, значит и это нельзя, ведь там повторяется “Радуйся”???
И благословите на послабление телесного поста в виде добавления масла и теплой пищи
Здравствуйте, Мария!
Благословляю, можно, читайте.
В Великий пост надо читать, преимущественно, Псалтирь, покаянные каноны, но и акафисты в домашнем чтении можно читать.
На 6-й неделе поста, в субботу даже в Церкви за богослужением читается акафист, эту субботу так и называют: “суббота акафиста” или “Похвала Пресвятой Богородице”.
Благословляю вас на послаблении в пищи в этом посту, с добавлением масла.
Мир вам и Божие благословение!
Храни Вас Бог!
Подскажите ещё мне, сколько раз в день нужно читать Иисусову Молитву?
Мария, вы можете читать 100 раз, можете 150 раз или больше.
Выберите количество молитв, и я благословлю вас на сие правило.
Добрый день!Батюшка,благословите на чтение псалтыри и евангелие.Спасибо,заранее.Храни вас Бог!!!
Добрый день, Анна!
Благословляю. Молитесь.
Храни вас Бог!
Как хорошо про соседа в начале статьи сказано. Это верно, такой соблазн предсказуем, поэтому я стараюсь не узнавать, постится ли мой сосед. А есть еще вот такая проблема ( меня она беспокоит более всего, может, кто-то сталкивался?). Это заботливые, добрые и любящие родные и близкие, а также 2 вида их комментариев:
а) “Ах ты, бедненькая, как же тебе тяжело-то, может, пожалеешь себя, ну хоть бутербродик-то один позволь себе, ладно уж тебе так убиваться, у нас полмира без поста, поголодала денек и хватит, Бог увидит! а то сил не будет, горюшко ты наше!”
б) “Ты вообще в своем уме или тебя совсем зомбировали? Может ты им еще жилье подаришь свое или почку? Ну-ка быстро прекрати эту дурь!”
И вот если в случае б) отвечать не так уж и сложно, можно просто улыбнуться и вежливо не отвечать, то случай а) – очень угнетает.
Марина, здравствуйте!
В первом случае можно ответить поговоркой: “Господь терпел, и нам велел”.
А также вспомнить сорокадневный пост Спасителя, когда Он ни ел ни пил в течении 40-ка дней.
Если родственники светские люди, можно парировать следующей мыслью: “Мол я хочу соскучиться по молочной и мясной пище. А то приелась уже. Когда пост закончится, для меня простое яйцо будет несказанно вкусным! Любая скоромная еда будет мне в радость!”.
Главное, нужно ходить со светлым лицом, а не с понурым и угрюмым. Тогда и вопросы родственников будут повисать в воздухе.
Сергий, спасибо за добрые слова ! Это за меня бабушка старенькая переживает, у них в свое время война пережилась как пост длиной в 4 года, после этого панический страх голода у нее, такое я не могу критиковать, упаси нас Боже от такого “поста”. Улыбаюсь – не верит. Попробую использовать все озвученные мысли более активно!
Марина, во славу Божию!
Помоги Вам Бог!