Явление ученикам

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В предыдущей пасхальной публикации мы разместили описание событий явления Воскресшего Христа Луке и Клеопе, в котором святитель Димитрий Ростовский разъясняет все важные моменты четвертого явления Воскресшего Спасителя.

И вот, когда Христос явился Марии Магдалине, женам Мироносицам, апостолу Петру и двум ученикам из числа 70-ти Луке и Клеопе, Он решил явить Себя всем собравшимся апостолам и бывшим с ними в Сионской горнице.

Воскресение Христово

 Явление Воскресшего Христа апостолам

Святитель Димитрий Ростовский

Наконец настало для апостолов исполнение обещанного им Господом в прощальной беседе: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше» (Ин 16,22). Во время повествования еммаусских путников святому собранно о явлении Учителя, «когда двери были заперты из опасения от Иудеев» (Ин 20,19), «Сам Иисус стал среди них» (Лк 24,36). Этим явлением в самый день воскресения, Господь, по мысли святого Иоанна Златоуста, «положил основание святому дню Господнему в замену ветхозаветной субботы, которой настал конец». Первыми словами Воскресшего обществу верующих было приветствие мира: «Мир вам»! (Лк 24,36; Ин 20,19).

Христос Спаситель пред страданиями, прощаясь с учениками, преподал им Свой мир (Ин 14,27), но состояние апостолов в настоящую минуту нуждалось в подтверждении этого дара: скорбь об утрате Учителя, сознание одиночества и беспомощности среди возбужденных удивительными слухами иудеев страшно обременяли душу учеников, и одна только любовь к Распятому, пробудившаяся ранее веры в Его воскресение, могла собрать воедино расточенных овец пораженного Пастыря. Явление Воскресшего Учителя, прошедшего притом чрез запертые двери, несмотря на дарование мира, возбудило сначала в учениках испуг и смущение, — они «подумали, что видят духа» (Лк 24,37). Поэтому Господь постепенно убеждает их в великой истине воскресения.

— «Что смущаетесь, — спросил, ободряя их Сердцеведец, — и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

Явление ученикам в Сионской горницеПосмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги» (Лк 24,40). Апостолы невыразимо обрадовались, и эта радость их была тем сильнее, чем глубже и мрачнее была их печаль; явление Победителя смерти для них служило залогом победы Господа над всем, что враждебно Ему и Его последователям; ученики даже боялись поверить своей радости, и такое состояние их было вполне естественно: «Апостолы, — изъясняет св. Иоанн Златоуст, — увидели воскресшим Перворожденного из мертвых, а такие величайшие чудеса, обыкновенно, сначала поражают, пока со временем не утвердятся в душах верующих». Желая окончательно рассеять всякую тень сомнений в душах учеников, Господь спросил:

— Есть ли у вас здесь какая пища?

«Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел пред ними» (Лк 24,41—43). «Вас не убеждают ни ребра, ни раны, как бы так говорил Он, — пусть же, по крайней мере, убедит трапеза» (Св. Иоанн Златоуст); при этом Господь, по мысли того же отца, «вкушал пищу, не имея Сам в ней нужды, потребляя (ее) Божественной силою с тою целью, чтобы исправить немощь учеников». Затем, Господь, уничтожая всякую возможность недоумений со стороны Своих учеников, указал им на то, что Его страдания, крестная смерть и воскресение, о которых Он неоднократно предсказывал им ранее, — события, от века предопределенные Божественным домостроительством; они — окончательное завершение Ветхого Завета, говорящего о Христе: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках и псалмах» (Лк 24,44).

И в преддверии совершительного действия обещанного Утешителя Духа (Ин 14,26). Господь «отверз» ученикам «ум к уразумению Писаний» (Лк 24,45). И для апостолов стало действительно ясно, что «так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день и проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк 24,47); для просветленного сознания их обнаружилось значение искупительного подвига Христова, открылось в истинном свете все то, чему они были свидетелями, когда сопутствовали своему Учителю, когда видели и слышали то, что услышать и увидеть составляло заветное желание ветхозаветных праведников (Мф 13,17).

Это первое явление Господа ученикам закончилось вторичным приветствием мира, после чего Воскресший, зная Свое скорое отшествие к Отцу, преподал дело Своего служения спасению людей здесь, на земле, Своим преемникам — святым апостолам. Иисус сказал им вторично:

— Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул и говорит им:

— Примите Духа Святого (Ин. 20,21—22).

Это дуновение, служившее видимым знаком дарования Святого Духа и посвящавшее апостолов на служение евангельской проповеди, в то же время восстановляло в человеке помраченный грехом образ Божий: «это — вторичное дуновение, потому что первоначальное уже не было действенно по причине произвольных грехов» (Святой Кирилл Иерусалимский). Настоящее «предначинательное» (святой Кирилл Иерусалимский) приятие Святого Духа передавало апостолам ключи Царства Небесного, ранее обещанные им в лице ап. Петра (Мф 16,19):проповедники мира, низведенного на землю Господом (Еф 2,14—18; Колос 1,20—22), получили власть вязать и решать совесть людей, чтобы уничтожить корень вражды — грех: «Кому, — сказал Господь апостолам, по даровании Святого Духа, — простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,28).

Впрочем, великое служение, врученное Господом апостолам должно начаться еще не сейчас: ученики должны оставаться в Иерусалиме, пока не облекутся «силою свыше», когда сойдет на них Обетованный Утешитель (Лк. 24,49).

Апостол ФомаПри явлении Господа апостолам в вечер воскресного дня не был апостол, Фома, иначе называемый Близнец (Ин. 20,24). Не может быть сомнения, что отсутствие святого апостола, было не случайно: Промысл Божий этим даровал «для всех языков» церкви Христовой новое, наиболее неотразимое по силе доказательности, подтверждение истины воскресения. «Почему, — спрашивает святой Кирилл Александрийский, изъясняя евангельское повествование о явлении Воскресшего Господа Фоме, — подробными знаками ум учеников приводится к вере? Не достаточно ли было познания Христа — видеть возраст тела и черты лица Его? Но, — отвечает святой отец на свой вопрос, — это было бы еще сомнительно. Ибо могли они подумать, что некий дух принял образ Спасителя, и к этой мысли легко привело бы их самое прохождение чрез заключенные двери, потому что земное тело по своей природе требует соразмерного себе входа. Итак, необходимо было, чтобы Господь наш Иисус Христос обнажил бок Свой и раны и показал кровавые знаки плоти, дабы утвердить учеников».

Среди святого общества избранных апостолов святой Фома при стремительности чувства, готового на самопожертвование (Ин 11,16), отличался особенною пытливостью ума (Ин 14,15), мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждения им на собственном опыте. Развитию этой, вообще свойственной несколько меланхолическому характеру апостола, недоверчивости относительно истины воскресения Христа, кроме ее чудесности, немало содействовало и пребывание удрученного ученика вне общества последователей Господа Иисуса: апостол предпочитал ему уединение, чтобы на свободе оплакать смерть Учителя. В этом уединении недоверчивость святого Фомы, не находившая противовеса, и достигла тех размеров, о которых позволяет судить ответ его апостолам, когда они с радостью сказали ему что «видели Господа»: «Если не увижу, — сказал сомневавшийся ученик, — на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20,25).

Но это неверие, «неверие доброе» (служб, нед. антипасхи, вел. веч. стихир, на Господи воззв. 4); источником его было не ожесточенное отрицание, а стремление к истине, — под ним скрывалась и горячая любовь к Самому Воскресшему. И они не остались без ответа: «после восьми дней (т.е. в день воскресный) опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: «Мир вам!» (Ин 20,26).

Господь явился спустя восемь дней, чтобы апостол «Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время» (св. Иоанн Златоуст). Исполняя желание страдавшего неверием апостола, воскресший Учитель обратился к нему с такими словами:

— Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20,27).

Уверение ФомыКонечно «тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении» (св. Иоанн Златоуст), чтобы апостол, «собственными, так сказать, руками взял радость воскресения из живоносных ран Воскресшего тела» (Филарет, митрополит Московский). Апостол исполняет веление Господа и «любопытною десницею» (служб, нед. антипасхи, мал. веч. стихир, на Господи воззв.) прикасается «к открытым устьям внутреннего источника жизни» (Филарет, митрополит Московский), что возвращает к жизни почти умершую было веру апостола.

— Господь мой и Бог мой! (Ин 20,28) — вырвался радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика.

— Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20,29), — сказал Христос уверовавшему ученику.

Этим ответом Господь в лице апостола Фомы выразил порицание всем ищущим наглядных и очевидных знамений для своего уверения и указал на превосходство веры тех, которые не нуждаются в этом, ибо «чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры» (св. Иоанн Златоуст). Упрек Господа до известной степени относился и к прочим апостолам, убедившимся в истине воскресения только после явления им Воскресшего (Лк 24, 36—48), исключая, впрочем, апостола Иоанна, который от опустевшего гроба Христова унес с собою веру, что жив Господь (Ин20,8). «Кажется, — говорит Филарет, митрополит Московский, — можно видеть, как Господь взором укорения взирает на Фому и глаголет: «ты поверил, потому что увидел Меня», потом обращает взор одобрения на Иоанна и, хотя не открыто к его имени, но тем не менее внятно к его сердцу продолжает: «блаженны не видевшие и уверовавшие».

Окончание, пасхально, 25

Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе

Пасхальные Часы – Последование Пасхальных молитв

Явление Воскресшего Христа апостолам

На главную страницу сайта - Семья и Вера