О необходимости соблюдения церковных канонов в иконописании
Добрый день, дорогие наши посетители!
Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, предлагаем рассмотреть интересный вопрос, заданный иконописцем архимандриту Рафаилу:
— У меня есть семья, по профессии я реставратор, по благословению архиерея веду иконописную и реставрационную мастерскую. В самом начале своего пути, иконописного и церковного, по самости написала икону Спасителя, повернутого вправо. Она освящена, как с ней быть, ведь это изображение Господа? Сейчас задумываюсь, может ли мирянин вообще писать (после подготовки)? Пишу иконы в византийском стиле, из-за защиты канонов началось возмущение настоятеля. Помогите, батюшка! Не гордость ли это?
Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):
— К иконописанию надо приготовляться как к священнодействию – посильным постом и воздержанием от супружеской близости. Надо строго держаться установленного иконописного канона (несмотря на разнообразие во второстепенном в различных иконописных школах). Чем тверже канон, тем больше духовной подготовки требуется от иконописца. При писании икон надо иметь принятый Церковью образец, а не полагаться на свое воображение. Теперь не время ни «разбрасывать камни», ни «собирать камни», а хранить бережно то, что мы имеем. Если у вас будет желание, то просмотрите мою брошюру «О языке иконы». Конкретно насчет написанной вами иконы заочно ничего не могу сказать, не видя ее. Хранить церковное Предание, в том числе иконописное предание – не гордость, а долг. Помоги вам Господи.
– Прочитал Ваши статьи про иконы и иконопись. Согласен с Вами во всем. Но ведь иконы, написанные не строго канонически, которых сейчас очень много в православных храмах, все равно несут в себе небесную благодать?
– Есть почитаемые иконы, написанные не в иконописном, а в живописном стиле, поэтому отрицать их я не могу. Однако есть иконы, противоречащие православной традиции, например, икона Святой Троицы, которую изобразили в виде дуба с тремя головами на трех ветвях. Эту икону донские казаки хотели преподнести императрице Екатерине II. Иногда борьба с иконами, написанными не в канонической традиции, принимала форму эксцессов. Например, Патриарх Никон собирал такие иконы, бросал на землю и топтал ногами, а затем сжигал их. Я думаю, что поскольку икона освящена и находится в храме, то Господь и через нее может дать благодать. Но каноническая икона глубже отражает дух и мистическое видение Православной Церкви, поэтому так важно для иконописца соблюдать церковные каноны и требования, предъявляемые к самому иконописцу.
– Как смотрит православная традиция на женщин-иконописцев? Если отрицательно, то почему?
– Уже в древности были женщины-иконописцы, преимущественно в монастырях. В V-VI вв. в Иерусалиме был грузинский женский монастырь Капала, где монахини занимались перепиской книг, богато иллюстрированных миниатюрами, каждая из которых представляла собой малую икону. Однако лично я не знаю случая в древней Церкви, когда бы женщина писала фрески на стенах храма и алтаря. Возможно, что это было связано с тем, что в алтарь женщина не должна была входить, а писать на стене, взбираясь по лестнице, считалось для женщины неудобным.
– В нашем приходе священник объявил, что обычай изображать на иконах Бога Отца неправилен, ибо его никто не видел. Как Вы относитесь к таким иконам?
– Духа Святого тоже никто не видел воочию, однако Его изображают на иконах в виде голубя. Святую Троицу тоже никто не видел, однако Ее пишут в виде трех Ангелов, как Она явилась праведному Аврааму. Изображение Бога Отца в виде старца представляет собой символическое изображение, аналогичное тому, как символически изображаются семь Архистратигов Божиих с их атрибутами. К сожалению, последнее время у наших современников появляется желание найти неправильность в православной традиции, которое приняло форму болезни, похожую на зуд, не дающий покоя.
– Вы пишите: «Духа Святого тоже никто не видел воочию, однако Его изображают на иконах в виде голубя. Святую Троицу тоже никто не видел, однако Ее пишут в виде трех Ангелов…» Но так, наверное, потому и пишут, что человеческое око их видело именно в таких образах. Изображение на иконах Святой Троицы Бога Отца в виде старца в православие проникло с Запада, так как на древних восточных иконах такое, насколько известно, не встречается. Хотя в Откровении есть видение Бога Отца в образе старца, «Ветхого днями», св. Иоанн Дамаскин говорит: «Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы видели Его, то и изображали бы». Разъясните, пожалуйста.
– Правило VI Вселенского Собора запрещает символически изображать Иисуса Христа в виде агнца, так как Христос принял на Себя человеческое естество: Его видели, Его слышали, от Него остались изображения, написанные учениками. Язык икон условен, и в каждой иконе есть соединение миметического (натуралистический) и символического и, в то же время, икона принадлежит реалии будущего преображения. Но есть изображение символическое, где личность, показана через изображение ее свойств. Об этом прекрасно написано у святого Дионисия Ареопагита в книге «О небесной иерархии». Что касается ваших слов «проникло с Запада», то это теоретическое предположение, так как Восток не в географическом, а в религиозном смысле включает в себя Балканы, где сохранены древние иконы Святой Троицы.
Что касается слов преподобного Иоанна Дамаскина, то они означают, что Бога Отца никто не видел и изображать Его так, как изображают Бога Сына, то есть миметически, нельзя; однако это не запрещение изображать символически то, что невозможно видеть. Сама икона Святой Троицы, где изображены три Ипостаси, имеет византийское происхождение. Запад и Восток представляли собой единую Церковь в течение многих веков, и поэтому древнее предание Западной Церкви не является антиправославным. Если в Восточной Церкви фактически существуют иконы с изображением Бога Отца как «Ветхого днями», то, значит, они воцерковлены. Можно найти ряд чудотворных и чтимых икон, прототип которых взят с Запада. Впрочем, отдельно писать образ Бога Отца на Востоке не принято, почему – не знаю, может быть, во избежание опасности неправильного представления о разделении лиц Святой Троицы, как трех отдельных Божеств. Призываю на вас Божие благословение.
P.S. У нас в Тбилиси в храме Святой Троицы находится древняя и чтимая икона, где Отец изображается в виде старца, Бог Сын – отрока, а Святой Дух – в виде голубя.
– Можно ли носить в портмоне маленькую икону, чтобы иметь возможность молится? То же и о выводе на экран мобильного телефона изображения иконы.
– Сделайте небольшой карман на вашей одежде, на уровне груди, и носите в нем только иконы. Вместе с мирскими предметами священные изображения носить не следует, тем более выводить их на экран телефона, – все это является вульгаризацией святыни».
Правила написания икон Матери Божией
<< На главную страницу Вопросы священнику >>