Храм, Небо на земле

Почему православные считают, что только их Бог самый истинный?

Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Почему православные считают, что только их Бог самый истинный? Где же тут политкорректность? Ведь такое утверждение обижает и мусульман, и буддистов, и иудеев. Почему христиан так много, ведь кроме православных есть еще и католики, и протестанты, и каждый, между прочим, считает, что его вера правая. За кем же будет победа? Почему же Православие можно считать наиболее чисто сохранившим веру Христову?

Окончание

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Начну ответ со второй половины вопроса — о политкорректности. Искреннее убеждение в правильности своей веры вызывает не обиду, а уважение у любого религиозного человека. Любой, кто руководствуется в своей жизни хоть какими-то принципами, лежащими вне материальной выгоды, кто стремится угодить не себе, а Богу и ближнему — мой друг и союзник в современном секулярном мире. И так может сказать не только православный человек, но и мусульманин и иудей.

Обиду же вызывают как раз люди, призывающие к политкорректности в вопросах веры. За фасадом политкорректности скрывается убеждение, что истины нет и искать ее не стоит, что единственное мерило правильности жизни — комфортность самоощущения, что все эти духовные ценности — чушь или, в лучшем случае, способ создания опять же внутреннего психологически комфортного климата. А каким образом, с помощью каких ценностей этот комфорт достигается — дело десятое.

Вот тут действительно становится обидно. Обидно за то, что человек тем самым низводится до уровня животного, главное достоинство которого — гипертрофированный до уровня изощреннейшего самоугождения инстинкт самосохранения. Имеет ли смысл жизнь такого существа, является ли его жизнь ценной, достоин ли он именоваться личностью?

Да, мы, православные, считаем, что вера наша истинна. Это чувство собственного достоинства помогает видеть и уважать достоинство других. Иначе и быть не может. Разве может уважать других человек, не научившийся уважать себя и свою традицию, в которой вырос и которой принадлежит? Очевидно, нет.

протоиерей Александр ЛебедевОднако стоит оговориться: истинность моей веры — это не моя заслуга, а милость Божия ко мне. Я не владею Православием, я ему принадлежу. Православие говорит, что Бог один, что Христос есть путь, истина и жизнь, что Он (Христос) основал на земле Свою Церковь для того, чтобы в ней все желающие быть с Богом могли этого достичь.

Я, как и всякий православный человек, это знаю, и так считаю не потому, что чувствую себя неким авторитетом, додумавшимся до таких высот боговедения, а потому, что воспринял это своей верой.

Конечно, есть множество аргументов, причем не субъективных, разумных и рациональных в пользу истинности Православия. Есть богословские дисциплины (основное и сравнительное богословие), которые специально разрабатывают этот вопрос. Но их голос все-таки вторичен. Сначала истинность Православия воспринимается необъяснимым движением веры и лишь потом поверяется разумом.

 — Почему христиан так много? Кроме православных есть еще католики, протестанты… И каждый считает, что его вера правая. За кем же тогда будет победа? Почему же Православие можно считать наиболее чисто сохранившим веру Христову?

— Из одного источника воду разлили в несколько одинаковых сосудов и через некоторое время обнаружили неоднородную картину. В одном сосуде вода замерзла, потому что этот сосуд был на морозе, в другом вода приобрела неприятный запах, потому что сосуд был не очень чист, в третьем воды убыло, потому что он оказался с щелью, и т.д. Думаю, уже понятно, к чему я клоню: вера, воспринятая от Христа, по-разному сохранялась в разных общинах.

Почему же Православие можно считать наиболее чисто сохранившим веру Христову? Трудно это объяснить человеку нецерковному. Убежденный католик или протестант может понять (хоть и не принять) нашу точку зрения, а вот человек неверующий и понять вряд ли сможет, просто потому, что в его организме не развит некий орган, отвечающий за вопросы веры. Подобным образом трудно объяснить разницу между консонансом и диссонансом человеку, не имеющему музыкального слуха. Но все же попытаюсь наметить объяснение.

Из истории мы знаем, что многоконфессиональным христианский мир был не всегда. С некоей долей условности можно утверждать, что до конца десятого века христианская Церковь была едина, и лишь впоследствии появилось различие и разделение между православными и католиками. А уж протестанты — те и вовсе не такое давнее явление: появились в XVI веке. Если мы сравним нынешних православных, католиков и протестантов с древней, до всяких обособлений, Церковью, то увидим, что католики кое-что добавили к вере, протестанты, наоборот, урезали, а православные ничего в вере не изменили».

окончание

 

Почему невозможно объединить все религии?

Зачем людям нужна религия?

Окончание 8

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>