Семья, идилия, согласие

Крепкие родственные связи – залог полноценной семейной жизни

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Беречь родственные связи – это не только наш долг и обязанность, но и необходимость, так как семья, в полном смысле этого слова – есть наш оплот и прочный фундамент нашей жизни!

Семья воспитывает в человеке заботу о родных, учит быть терпеливым и уступчивым, ответственным и самоотверженным.

Поддержание родственных отношений является главной обязанностью любого уважающего себя человека. Крепкие отношения между всеми членами семьи, а семья, это не только папа, мама и дети, но и бабушки с дедушками, дяди и тети, племянники и внуки, являются залогом полноценной семейной жизни.

Предлагаем Вашему вниманию поучительное слово протоиерея Сергия Николаева о семье, как об острове духовной жизни:

Заглавие - окончание

 “Родниться. Сегодня редко услышишь это слово — «родниться». Разве что от пожилых людей или в провинции. Многие даже затруднятся ответить, что оно означает, и потому поясню: родниться – быть ближе с родными, поддерживать с родственниками отношения, проявлять родственное чувство. Помню, бабушка говорила про одну очень дальнюю, по теперешним меркам, родственницу, что она «очень с нами роднится». В наше время заметно слабеют кровные связи. А жаль. Ведь мы получаем их не по своему собственному выбору, не как проявление случая, а как дар судьбы, приготовленный для нас Господом.

С родственных отношений начинается, ни много ни мало, формирование души. Ребенок учится любви в семье своих родителей. Сначала любви к самым близким – отцу и матери, братьям и сестрам. Потом – к тем, кого любят его отец и мать: их родителям, их братьям и сестрам. И так далее.

Семья – это первое «мы», где каждый есть частица общего, и в радости, и в страдании. В семье впервые пробуждается в нас совесть. В семье так естественен ее закон – не причини другому зла.

Заметьте, как мы с особой остротой чувствуем свою вину именно перед родными. Ребенок, открывая на исповеди свои грехи, часто может забыть о том, что ударил одноклассника или дразнил подружку, возможно, не придавая этому значения, Но в грехах против «своих» («не слушалась маму», «нагрубил дяде», «обидела тетю») обычно искренне кается. Понятие долга по отношению к ближнему так же усваивается в семье. Недаром Иван Александрович Ильин назвал семью «островом духовной жизни».

В одних случаях семейный остров бывает пространным, как материк, в других – совсем крохотным. Мне знакома одна пожилая женщина. Родом она из Барнаула, но уже более полувека живет в Подмосковье. В ее семье (в широком смысле слова) есть замечательная традиция – каждое первое воскресенье июля в Барнауле собираются все родственники. Они выезжают за город, где проводят вместе целый день. Там у них есть «своя» поляна, которая уже много лет принимает гостей. Сколько людей бывает на поляне, как вы думаете? Порой до сотни. Хотя родных, так сказать «учтенных», почти в два раза больше. Просто не все посещают семейный сбор каждый год, то есть состав присутствующих меняется. Родственники не созваниваются, не шлют друг другу приглашений, они просто приезжают. Иногда издалека, как моя знакомая. Приезжие останавливаются у местной родни, где принимают их всегда с радушием. Все знают, что в первое воскресенье июля на поляне состоится семейный праздник. Молодые, пожилые, старики и дети будут общаться друг с другом, расспрашивать о жизни, рассказывать о себе, играть в волейбол, в бадминтон или просто загорать на траве. А потом на поляне будет большая семейная трапеза. Здесь перед нами семья почти глобальных размеров. И в ней родня, родственные связи понятия не отвлеченные, но живые.

Протоиерей Сергий НиколаевА есть семьи, где сохраняется самый минимум родственных связей. Как-то само собой получается: то за делами некогда позвонить, то некогда приехать, да и говорить вроде не о чем. На самих себя еле сил и времени хватает, куда тут о родне вспоминать. И сжимается родственный круг до «ты, да я, да мы с тобой».

Удивительное дело. Человек более всего страдает от одиночества. Не от боли, не от безысходной бедности, ни от чего-либо другого, а от одиночества. Даже имея все, одинокий человек страдает. «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18) – эти слова относятся ко времени, когда Адам находился в раю, где он не имел никакой материальной нужды, не знал болезней, где он был рядом с Богом. Но Господь увидел, что ему не хорошо быть одному. А мы порой наблюдаем, как человек сам обрекает себя или свою малую семью на одиночество. Не принимая общечеловеческий опыт, всегда относивший семью пришельца, то есть человека, не имеющего родных, к особенно несчастным. Он идет на самовольное одиночество ради свободы от бремени родственных обязанностей и родственного долга. А, между тем, пророк Исаия говорит: «От единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58, 7).

Семейный этикет, утверждавшийся веками, подразумевает родственное участие и родственную помощь независимо от нашего расположения. Генерал Епанчин (герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот») не мог отказать совершенно незнакомому и абсолютно нищему, да к тому же чудаковатому человеку, назвавшемуся князем Мышкиным, в приеме и небольшом вспоможении. И только потому, что тот, по его словам, был каким-то дальним родственником супруги генерала. При этом родство было настолько дальним и запутанным, что установить его даже с помощью генеральши стоило большого труда. Почитание отца и матери, заповеданное нам Господом, подразумевает и почтительное отношение к другим родным, заботу о них. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

Родные имеют самые первые права на нашу благотворительность. «Бог для того и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворить друг другу», – как говорит святитель Иоанн Златоуст.

И опять вспоминается мне моя бабушка. Как-то в ее избу зашел незнакомый мне человек. «Андреевна, дай-ка мне тележку на время, картошку с огорода перевезти», – попросил он. «Возьми в сарае», – ответила бабушка. «Да еще, нет ли у тебя лопаты острой?» Бабушка сказала, где найти и лопату. Когда посетитель ушел, она с улыбкой повернулась ко мне: «А ведь у него у самого и тележка есть, и лопата. Просто он их жалеет, бережет. Такой у него характер». «Да зачем же ты ему нашу тележку дала?!» – возмутился я. Поступок незнакомца показался мне безнравственным. Но бабушка улыбалась безо всякого осуждения: «Нельзя не дать. Он ведь нам близкая родня». И она принялась распутывать родословную цепочку, чтобы показать мне, в чем состоит наше «близкое» родство. По сути, это была небольшая статья по демографии края.

Труд хранить, поддерживать и оживлять родственные связи и контакты обычно берут на себя женщины. Женские «помянники» или записки о здравии и упокоении, как правило, бывают длиннее, чем у мужчин, и состоят они, большей частью, из родных имен. Это отмечали многие священники и в прошлом, и теперь. Женщине особенно близко чувство рода, родни. Стремление иметь в «помяннике» всех и вся говорит о том, что для всех и вся находится место в сердце.

Женщина живет и счастлива любовью и заботой о ком-то, и зачастую, для нее это одно и то же. Но в современных малодетных семьях свойственные женскому сердцу доброта, сочувствие, сострадание, потребность опекать, быть полезной не получают полной реализации. А тут еще и прогрессирующее в мире женское одиночество. И потому самое время вспомнить, что каждый человек живет не сам по себе – он представитель своего рода.

Именно здесь, в родственном кругу, невостребованные в своей малой семье душевные силы женщины, могут найти себе самое естественное приложение. И если она поймет и примет это, то талант ее принесет пользу не только ей, но и всему обществу, и не потеряются, не уйдут из нашего словаря, а останутся в нем живыми и теплыми слова: родня, родное, Родина».

Окончание

Важен каждый прожитый день!

Будьте внимательны друг ко другу!

Окончание малое

 << На главную страницу           на Семейную рубрику >>