— Раньше гражданским браком называлась запись в книге актов гражданского состояния без венчания в церкви, — отвечает епископ Пантелеимон (Шатов). — Это был гражданский брак. Теперь гражданским браком называют сожительство.
Есть разные степени отношений мужчины и женщины. Можно искать себе партнеров каждый день и каждую ночь. Можно жить с одной какой-то женщиной, но не хотеть от нее детей, жить в своей квартире, с ней встречаться, но ни с кем кроме нее не иметь никаких отношений. Можно записаться в книге актов гражданского состояния и объявить себя мужем и женой перед обществом, перед людьми. Есть разные формы этих отношений.
Все эти отношения плохи тем, что не имеют того, что есть в венчании. В том, что люди не расписаны, а просто сошлись и живут вместе есть некая опасность, некое лукавство. Они говорят: «Зачем нам печать в паспорте? Мы и без этого любим друг друга». Но любовь – это вещь эфемерная в нашем мире. Вот она есть, а вот ее нет, этой любви. Все-таки запись в ЗАГСе дает браку некую стабильность.
Я знаю семьи, в которых люди живут друг с другом уже долгие годы, и не хотят расписываться. Они считают друг друга мужем и женой, у них общие дети, они верны друг другу, но они не расписываются, потому что муж не хочет, скажем. Но дети, когда подрастают, они от этого очень страдают. Они чувствуют, что брак все-таки какой-то не такой. Нет до конца доверия друг другу.
Я, помню, беседовал с одной женщиной в больнице, уговаривал ее оформить отношения, как говорится, со своим так называемым “мужем”. И она очень долго мне доказывала, что это неважно , это “печать в паспорте”, это никому не нужно, это никакого значения не имеет, он ей муж. Я долго с ней беседовал, и в конце концов она мне сказала: “А вдруг он у меня квартиру отберет?”
Оказывается, все-таки для нее эта печать в паспорте имела какое-то значение, и для него тоже. Хотя в наше время, по современным законам, оказывается, в суде могут признать брак состоявшимся, даже если нет печати в паспорте. Но все равно это какое-то… есть некие правила вступления в брак.
Скажем, до революции в браке не может быть крестьян, крепостных не регистрировали. И даже не венчали, было такое время. Но была какая-то форма вступления в брак. У каких-то туземцев тоже есть какая-то форма брачной церемонии. И если он прошел эту церемонию – значит, она его жена. Если не прошел – значит, это еще не брак.
И у нас в обществе закреплен все-таки какой-то порядок вступления в брак. ЗАГС, марш Мендельсона, шампанское, белое платье у невесты, гости, свадьба, на которую нужно денег накопить… Без этого он какой-то несостоявшийся…
Гражданский брак, брак без всякой регистрации, брак, который по сути не является гражданским, а является просто сожительством, этот брак плох тем, что и для общества, обществом не воспринимается, как брак, и сами люди относятся друг к другу в этому браке не очень серьезно. Даже если они говорят о любви, даже если они говорят, что они муж и жена, а в глубине души – «ну, если что – разойдемся, и никаких проблем». Даже разводиться не надо. Все очень просто. Мы ничем не связаны. Это отсутствие каких-то обязательств по отношению друг ко другу. А регистрация брака все-таки накладывает какие-то обязательства: разводиться надо, алименты платить. А так мы свободны.
Это стремление сохранить за собой свободу есть на самом деле страшная вещь, пагубная вещь. человек не решается на любовь, он боится любви, боится ответственности за другого человека. Вот этим он и плох. Тем, что мешает явиться в браке настоящей любви. Мешает подлинному соединению в любви двух людей, мешает тому, что происходит в церковном браке.
Является ли «гражданский брак» проверкой чувств на прочность?
Нет никаких сомнений в том, что официальный брак душеполезен обоим людям противоположного пола при условии наличия у них детей (жизнь без детей это- кувыркание для ублажения плоти). Возможно, люди, не оформляющие надлежащим образом свои отношения, попросту не имеют средств, чтобы сделать этот акт достойным. Государству нашему, которое по конституции является СОЦИАЛЬНЫМ следовало бы найти (изыскать!) средства для оказания финансовой поддержки граждан разного пола, впервые вступающих в брак. Этот акт государства только бы укреплял авторитет государства в глазах общества.
Пока всё хорошо и дружно – разница между браком и сожительством лишь в штампе в паспорте. А вот когда есть серьёзное разногласие (например – “не пора ли завести детей” или речь о какой-то серьёзной покупке…), то тут при сожительстве можно сказать “не хочешь уступать, тогда я собираю чемодан…” и это нормально (такие отношения строятся на взаимной выгоде).
А вот в браке люди обещают быть вместе и заботиться друг о друге, а потому любое серьёзное разногласие подразумевает решение путём договоров, компромиссов, уступок. Тут уже отношения и забота друг о друге ставятся выше личной выгоды. Именно это обещают друг другу молодожёны.
…конечно и в браке некоторые применяют шантаж и угрожают разводом, создают “запасной аэродром” и т.д. Но те, кто так делает очевидно не правы, т.к. не выполнили своих обещаний и отказались от обязательств.
Итог: заключая брак люди берут на себя обязанности и хоть как-то отвечают за свои обещания, а при сожительстве фактически отказываются от обязательств и утверждают принцип личной выгоды в отношениях (т.е. здесь о любви и семье и речи нет).
Да, Вы знаете, я заметила: некоторые люди могут рассуждать, что ЗАГС – неважно, но в итоге отказывается, что важно – его избежать! 🙂 Как-то (несколько лет назад) я беседовала с одной девушкой, живущей в гражданском браке – её партнёр (или я уж даже и не знаю, как это обозвать) настойчиво предлагал ей официально расписаться, а она всё отказывалась – дескать, не в штампе счастье, это неважно и т.д. Я ей сказала в том духе, что если ей неважно и нетрудно, а ему важно и нужно – то почему бы ей не сделать любимому человеку приятное? Она малость задумалась, помолчала и ответила, но не собирается заниматься пустяками. То есть – это неважно, но этого всё же не будет. Так, что ли?