Все, что не по вере…Не раз приходилось слышать, как кого-то, отправляющегося в паломническую поездку, просят: «Ты святыньку какую-нибудь привези… » И что-то всегда в этом задевало сердце. Словно нечто пренебрежительное слышалось в уменьшительно-ласкательном слове, кажущемся совсем неуместным, когда речь идет о чем-то, вызывающем благоговение. Сегодня и вправду так много появилось различных «святынек», что и не знаешь иногда, как к ним относиться.

В Православии, как святыня, почитаются чудотворные иконы, мощи святых, иногда — места, связанные с событиями Священной истории (Гроб Господень, Порог судных врат, Вифлеемский вертеп). Святыней становится порой и частичка облачения святого, рака, в которой почивало прежде его тело.

Да, в почитании подлинной святыни возможны определенные неправильности и искажения. Преподобный Варсонофий Великий неслучайно говорит, что можно и нужно, войдя в храм, поклониться раке с мощами угодника Божия однажды, ну, может быть, дважды, но не бессчетное количество раз, чтобы чрезмерность не обессмыслила, не лишила, в конце концов, чувства благоговения само поклонение.

В поклонении мощам важен тот труд, который мы подъемлем, когда совершаем такой легкий сегодня «подвиг» паломничества. И то смирение перед почивающей на них благодатью Божией, которое мы выражаем, творя поклонение. И самое главное, важно то, что наше сердце в этот момент раскрывается, оказывается способным принять ту любовь, ту помощь, которые всегда готовы для нас у святых, но для которых так часто закрыты мы сами.

А что такое «святынька»? Это камешек со Святой Горы Афон. Земелька из дивеевской Канавки. Маслице из лампадки перед почитаемым образом…

Явный «магизм» есть в собирании «святынек», поскольку отношение к ним зачастую бывает, как к какому-то талисману. Ведь далеко не для всех ношение, скажем, пояска с 90-м псалмом — лишнее напоминание о необходимости почаще этот псалом прочитывать. Для многих это просто оберет, не более того.

Есть и другой полюс опасности в этой ситуации — утрата благоговения, в том числе и по отношению к тому, что безоговорочно благоговения требует. Образно говоря, запас благоговения расходуется зря, напрасно. А стяжевается оно вновь великим трудом.

Вот человек приехал из очередного паломничества с десятком пузырьков с маслом из различных лампад, несколькими узелками земли с нескольких же могил прославленных и еще не прославленных подвижников. В сущности, это не плохо и не хорошо. Все проявляется в плодах.

Все, что не по вере…

А плоды очень часто такие. Если на пузырьках с маслом не удалось сразу написать, какое от какой иконы, то потом это забывается, и они просто пылятся. Где-то рядом лежит и земля — не знает человек, что делать с ней. Прикладывать к больному месту, как кто-то советует? Но почему для этого нужно взять ее из одного узелка, а не из другого? Или просто перемешать все? Получается какой-то абсурд.

«Святыньки» вскоре уже не помещаются в святом углу — к ним с каждой поездкой добавляются новые. И оказываются в конце концов в полном забвении и небрежении. И вместе с тем что-то очень важное и дорогое угасает в душе, и там становится темнее и холоднее.

Хочу ли я сказать, что в принципе не нужно верующему человеку ладанок, маслица от чудотворных икон, земельки с могил? Нет, конечно. Но все красят мера и вера.

Если человек почитает того или иного угодника Божия от всего сердца, то даже маленькая вещь, как-то связанная с его памятью, будет для него, образно говоря, словно рука святого, к нему дружественно протянутая.

И если перед какой иконой с умилением молился он и из глубокого почитания перед Божией Матерью или подвижником, на ней изображенным, взял с собой пузырек с маслом, то он не будет у него пылиться и не разольется в глубине комода. Но будет это масло, опять-таки, целительным и утешительным для него.

Да, есть и такие, люди, чье сердце горит любовью ко многим святым. И для них естественно содержать в своем доме какие-то предметы, побуждающие к благоговейному воспоминанию возлюбленных им угодников Божиих. Но и отношение к ним, к этим предметам, — именно как к святыне. И так они и хранятся — в порядке и чистоте. И святой угол может напоминать иконостас. Но тогда к каждому святому в нем надо обращаться с молитвой, хотя бы с самой краткой. А не так, что: «Весь иконостас, моли Бога о нас!»

Не надо «просто так», «на всякий случай» наполнять свой дом «святыньками», а потом забывать их. Но — только по вере. Потому что все, что не по вере, как свидетельствует апостол Павел, — грех.

Игумен Нектарий (Морозов)

Все, что не по вере…

Что делать с засохшими просфорами?

Все, что не по вере…