Как Господь может быть един и троичен одновременно?

Когда мы говорим о Боге, то, конечно, должны понимать нашу человеческую малость, – отвечает протоиерей Михаил Браверман. – Бог – наш Творец, мы Его творение, но Богом мы и живем, и движемся, и существуем, как проповедовал апостол Павел жителям Афин. Поэтому Бог – это не что-то отвлеченное, а это Кто-то, Кто нам абсолютно близок.

Преподобный Макарий Египетский когда-то написал такие удивительные, замечательные слова: «Нет на земле такой близости, какая может быть у души и у Бога». Поэтому мы – дети Божии, Бог открылся нам как Отец, и мы можем и должны о Боге знать. Но только когда мы говорим о Боге, должны понимать, что можно и нужно это делать только со смирением, потому что Бог не предмет науки.

Расскажу вам такой живой случай из жизни нашей детской воскресной школы. Педагог в какой-то момент говорит, что познание Бога превышает человеческий разум. Маленький мальчик встает и говорит: «Учительница, Вы не правы. Это очень просто». – «Ну как просто? Объясни». –  «Бог есть Троица: Отец, Сын, Святой Дух. Что тут непонятного?» Дальше продолжение. Выходит мальчик и звонит по мобильнику: «Слушай, папа, эта преподавательница ничего не знает».

Конечно, знание о Боге превышает нашу человеческую немощь, а догмат о Пресвятой Троице, весть о том, что Бог есть Троица, единая по существу, но различная в Лицах, – это вершина богословия и вершина того откровения, которое Бог даровал нам, людям. Бог есть сама полнота: Отец, Сын, Святой Дух. А еще Бог открывается нам в Священном Писании с самыми различными наименованиями, большинство из которых говорит о том, как Бог относится к Своему миру и к нам, людям. Одно из имен, по слову апостола Иоанна Богослова, – Любовь. Святитель Григорий Богослов утверждает, что наименование Любовь Богу ближе, чем какое-либо иное имя. И любовь – это суть отношений Троичного Бога (Отца, Сына, Святого Духа), но любовь еще и отношение Бога к миру и человеку.

Бог вседоволен, Он ни в чем не нуждается, но по избытку любви творит человека, чтобы человек стал причастником вечного Божественного бытия. А когда человек во грехе оказался ниже своего призвания, тогда Бог Отец послал в мир Своего возлюбленного Сына, чтобы Он Своей драгоценной кровью искупил нас от рабства греху и дьяволу. Бог есть Троица: Отец, Сын, Дух Святой. Сын явил нам Отца, Он сказал: «Никто не приходит к Отцу Моему Небесному, только как через Меня». А еще Сын Божий прикровенно сказал о Духе Святом Своим ученикам и перед крестной смертью, и перед вознесением. Господь сказал, что уходит, чтобы пришел Утешитель – Дух Святой. И вот сначала Сын Божий приходит в мир, Он принимает человеческую плоть, принимает полноту человеческой природы. Сын Божий во всем, кроме греха, становится подобным нам Человеком и в Самом Себе освящает человеческое естество. А затем наша человеческая природа в день вознесения Христа Бога нашего восходит еще в духовный мир, посаждается одесную Бога Отца.

Когда мы бываем на литургии, то все поем Символ веры, этот же Символ веры мы призваны читать, когда возносим Богу наши утренние молитвы. И мы утверждаем, что Сын Божий воссел одесную Бога Отца. Одесную – значит справа, но, как комментировал эти слова преподобный Иоанн Дамаскин, сидение справа мы не понимаем в местном смысле. У Бога Отца нет левой или правой стороны, Бог есть Дух. Но сидение по правую сторону означает, что теперь, после вознесения, человеческая природа Спасителя прославлена так же, как изначально прославлено Его (Сына) Божество. И вот теперь наша человеческая природа воссела одесную Бога и Отца. Так прославил Отец Своего возлюбленного Сына, и так Сын прославил нашу человеческую природу. Проходят еще десять дней после вознесения, и на всех учеников, которые тогда были собраны в Иерусалиме, сходит Дух Святой – Господь Животворящий.

Конечно, Святой Дух действовал еще в эпоху Ветхого Завета. Именно Святым Духом пророчествовали божьи люди откровения, но сам человек с его искаженной грехом природой не мог стать участником Божественной жизни. Но вот когда человеческая природа прославлена Христом Богом, тогда мы получаем эту удивительную возможность стать причастниками Бога в действии Святого Духа. И вот Святой Дух созидает на земле Христову Церковь, совершает все церковные таинства, прелагает и изменяет хлеб и вино в истинные Тело и Кровь Христа Бога нашего. И так в Святом Духе исполняются слова Господа, Который сказал всем нам, всем Своим ученикам еще перед вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века». Вот так удивительным образом нам открывается Троичный Бог: как любящий Отец, Который посылает Своего возлюбленного Сына, чтобы Он стал жертвой за наши грехи и за жизнь мира, и как Дух Святой, Который оживотворяет снятое с креста тело Спасителя и подает всем нам жизнь вечную, христианскую, жизнь с Богом.

Святая Троица, 2 праздник, Пятидесятница 2

Что такое — Святая Троица?

На главную страницу сайта