Что такое радость в нашей христианской жизни?

Научиться радости кажется сложным моментом, потому что такое впечатление, что радость приходит нежданно-негаданно, – отвечает священник Илья Макаров. – Я поспрашивал нашу молодежь: «Что для тебя радость? Когда ты ее чувствуешь?» И в основном мне отвечали, что это что-то неожиданное, удивительное, невероятное, но также сказали, что это быстро проходит. «Хорошо, тогда расскажи мне обратное – что такое не радость? Когда ты грустишь?»

И получилось так, что в жизни молодого человека радости – это некие вспышки, а все остальное – это как будто бы норма, но норма с налетом если не грусти, то какой-то обыденности. И мне стало от этого грустно: оказывается, та радость, к которой нас призывает Священное Писание (мы всегда можем процитировать слова Христа об этом, знаем, что об этом очень много говорил апостол Павел), которая должна сопровождать жизнь христианина, в нашем современном мире не такой частый гость. Как сегодня говорить с современным человеком о том, что нас должна сопровождать радость?

Конечно, Вы задаете правильный вопрос: мы должны понять, что же это за радость такая и как нам с ней ужиться.

Если позволите, я отвечу на этот вопрос на примере церковного пения. Я преподаю церковное пение в духовной академии и могу сказать, что это целая наука, причем наука богословско-литургическая, которая не только услаждает наш слух, приводит нас в умиление, дает возможность порассуждать, кого из композиторов мы любим больше, кого меньше, нравится ли нам знаменный распев или иное. Нет, это наука, которая на самом деле призвана к тому, чтобы во время богослужения сосредоточить человека на тех смыслах, которые в том числе раскрывают для нас и состояние радости.

Если пользоваться примером церковного пения, то в системе восьми гласов, на которой зиждется все богослужение Православной Церкви, есть так называемый четвертый глас, который в богословском понимании именуется на церковнославянском языке всепразднственным. Действительно, большинство праздничных тропарей, стихир двунадесятых праздников, в честь особо чтимых святых исполняется на четвертый глас. Но что же это за всепразднственный глас? Веселье ли? Нет. Безудержная радость? Нет. А какая радость? И вот когда мы вчитываемся в песнопения четвертого гласа, вслушиваемся в его интонации, когда пытаемся понять, о чем этот глас, то для нас открывается следующая перспектива – «глас всепразднственный, (запятая. – о. И. М.)  через крестоношение». Между прочим, песнопения, посвященные Кресту Господню, тоже имеют нумерацию четвертого гласа. Оказывается, мы – в нашей радости, нашем празднестве – обязательно должны иметь перед глазами Крест Христов.

Как же можно радоваться у Креста Христова? Стоим перед Крестом, смотрим Господу в глаза, плачем от того, что совершилось две тысячи лет назад, и от того, что мы каждый день совершаем своими ошибками, когда предаем Его, поступая не по Его заветам. И, всматриваясь в Его глаза на Кресте, мы видим перспективу Воскресения. Оказывается, крестоношение в перспективе для нас воскресение, а это нескончаемая радость, это счастье жизни будущего века.

Но когда мы пребываем в своей обычной человеческой радости, мы не должны забывать о том, какой ценой нам эта радость дарована. Как мудро повествует нам церковный опыт и к чему нас призывает Спаситель в Евангелии от Иоанна о совершенной радости, радость будет совершенной тогда, когда она будет наполнена всеми смыслами нашего бытия. Это не просто вспышка хорошего настроения, не просто удовольствие от полученного желаемого нами эффекта, но состояние постоянного следования за Христом. Оно радостное, но в то же время требующее от нас усилий, и эти усилия не всегда сопровождаются праздником.

Что такое радость в нашей христианской жизни?

Беседы с батюшкой. Духовная радость

Что такое радость в нашей христианской жизни?

Что такое радость в нашей христианской жизни?