– Как реагировать на клевету? Когда ты знаешь правду, а человек доказывает тебе ложь…промолчать и смириться?
На вопрос отвечают протоиерей Андрей Рахновский и иерей Григорий Геронимус.
– Клевета – это ложное обвинение, – отвечает иерей Григорий Геронимус. – Есть довольно определенные указания в Священном Писании о том, как реагировать на клевету.
Апостол Павел говорит, что если кто из вас подвергается какому-то осуждению, нет ничего печального, если это клевета, несправедливое обвинение. Потому что человек, который страдает безвинно на самом деле является соучастником страданий Самого Христа. Христос невинно пострадал, и христианин, который добровольно принимает какие-то страдания будучи оклеветан, так же как был оклеветан Сам Христос. При правильном духовном расположении он является соучастником этих страданий и имеет свою часть и в славе Христовой. Такое глубокое, тонкое богословие дано в Священном Писании.
А вот если это не клевета, и христианин действительно в чем-то виноват. Это неприятное обстоятельство требует покаянных трудов.
Клевета, как невинные страдания, украшают душу человека.
– Человек связывает терпение клеветы со смирением, – дает ответ протоиерей Андрей Рахновский. – Это действительно важно, поскольку смирение заключается не только в том, чтобы принять и христологически, богословски осмыслить эту нравственную, этическую ситуацияю, а в том, чтобы потом когда ситуация придет к завершению, простить человека, помириться с ним и принять этого человека просто хотя бы заслуживающего нашей христианской молитвы. Вот ещё в чем смирение. То есть, можно конечно, склонив голову все терпеть и принимать, но всё таки этого человека считать для себя как отрезанный ломоть. Как иногда спрашиваешь: «Вы обижаетесь?», – «Нет, не обижаюсь, для меня этого человека больше не существует». Так вот смирение в том, чтобы принять этого человека как своего брата, может и причиняющего тебе неприятности и боль. В этом тоже смирение.
– Господь говорит, что мы, как ученики Его, обязаны прощать друг другу, – продолжает отвечать иерей Григорий Геронимус. – Не просто должны стараться прощать, а это наша христианская обязанность.
Прощение – это процесс, и у человека может быть первая ступень этого процесса, а может быть очень высокая ступень, о которой говорит о. Андрей, когда ты принимаешь со всей любовью человека, который даже причиняет тебе зло. Как Христос относился к Своим распинателям. Он говорил: «Боже, прости им, потому что не ведают, что творят». Ему причиняли боль, Его убивали, а Он с любовью молился об этих людях. Высокая степень прощения – это приближаться к этому образцу, к этому идеалу. Да, мне причиняют боль, по отношению ко мне делают что-то страшное, но я своей любовью покрываю эту боль, полностью прощая этого человека – это очень высокая степень прощения. Но сразу запрыгнуть на эту ступеньку тяжело, и начать нужно с отказа от мести. Пока у меня нет столько сил, чтобы с этим человеком общаться, но хотя бы я не муду мстить, делать ему что-то нехорошее в ответ. Это минимум, который необходим каждому христианину.
Как относиться к людской подлости?