В этот день 22 января 1863 года началось так называемое «Январское восстание». Польский мятеж за независимость от Российской империи.
В этот день 22 января родились:
– Аркадий Гайдар. Детский писатель;
– Лев Ландау. Советский физик. Лауреат Нобелевской премии;
– Иван III Васильевич. Великий князь Московский.
Государь Иван IV Грозный гордился своим происхождением. И даже низводил свою родословную до самого римского императора Августа. Но судя по всему, особое для него положение занимал дед, полный его тезка Иван Васильевич. «Мститель неправдам» и «земля обретатель», так он звал его.
Эти двое были, очевидно, похожи внешне; не только имена, даже прозвище имели одно и то же (за крутой нрав), «Грозный». И детство у них обоих вышло непростым.
Но при всей схожести характеров и темпераментов двух людей, сколь непохожи вышли эти два царства…
Ивана III нарекли великим князем, когда ему шел лишь восьмой год. Назвали так при живом отце Василии II Темном, которого в борьбе за престол ослепили враги. Плен у татар, война с родичами, второй плен и ослепление отца, мятежи и казни – в такой атмосфере прошло «Иваново детство». Его вхождение во взрослую жизнь произошло рано даже по тогдашним меркам, ведь отец-калека не мог быть полноценным правителем. Так что уже к 12-ти годам Иван был обвенчан и даже сходил как командующий в свой первый поход. И в наследство ему досталось княжество весьма бедное и уязвимое.
Если бы в XV веке ходили электрички, то от Москвы до западной и северной границы можно было бы доехать за час-полтора. Так тесно лепились они к первопрестольной. А располагались там заклятые соседи, великое княжество Литовское и Тверское. Своему же сыну меньше чем через полстолетия Иван III оставил мощную державу с полной казной. Он увеличил территории великого княжества примерно в 5 раз, присоединив Новгород, Тверь, Ярославль, Пермь, Рязань.
Как так вышло? Этому дивились многие современники. Особенно из-за того, что Ивана III парадоксальным образом иногда обвиняли в медлительности, нерешительности и в том, что он почти никогда не ходил в походы сам.
Очень яркие строки по этому поводу оставил австрийский посол Сигизмунд фон Герберштейн:
«…он обыкновенно никогда не бывал в сражениях и все же одерживал победу; так что великий Стефан, знаменитый палатин Молдавии, часто вспоминал про него на пирах, говоря, что тот, сидя дома и предаваясь сну, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы…»
В этом-то все и дело. Этот русский государь, прежде всего государем и был. Он не рвался в «свалку», не воевал по пустякам и ни разу не было так, что у Ивана Васильевича не оказывалось союзников. Во всей мировой истории сложно найти правителя с таким системным, комплексным подходом к делу. Именно благодаря этому он и стал главным собирателем русских земель, и окончательно сбросил ордынское иго.
Кампания 1480 года начиналась на редкость неудачно, он повздорил с братьями, ему угрожала походом Литва и хан Ахмат. Но к концу года государь примирился с родичами, добился того, что по литовским землям ударила конница крымского ханства. И в тягучем противостоянии на реке Угре с минимальными потерями победил ордынцев. Так было покончено с игом.
Минимальные потери и жертвы – еще одно следствие его тонких комбинаций. Княжества он предпочитал не завоевывать, а покупать (как Ростовское), или склонять их к капитуляции дипломатическими методами (как Ярославское). Несколько раз ему пришлось усмирять Новгород, но ни разу он не пошел на штурм его стен и не устроил массовых казней (как это сделает его внук Иван Грозный, который почти истребит его жителей). Иван III был очень суров и даже жесток, тому много примеров. Но огульный, массовый террор не входил в его инструментарий. И вообще, в государственных делах он явно не давал волю эмоциям.
Список достижений Ивана III исчерпать сложно. Он отстроил Кремль, провел судебную реформу, сбросил ордынское иго, объединил Русь, он едва ли не первым начал широко приглашать европейских специалистов. Его образцовая армия иногда проигрывала битвы, но никогда – войны. Несколько прозвищ ему давали современники: за сутуловатую фигуру называли Горбатым, за крутой нрав – Грозным, но все же во все учебники – и по праву – он вошел, как Иван III Великий.