30 января. Присоединение Картли-Кахетии к Российской империи

В этот день 30 января родились:

– Иван Турчанинов. Он же Джон Бэйзил Турчин. Русский офицер, участник Крымской войны. Оказался в США, где дослужился до звания генерала;

– Изобретатель парашюта Глеб Котельников;

– Исаак Дунаевский. Композитор. Автор музыки к знаменитым фильмам: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и другие.

В этот день 30 января 1730 года Верховный Тайный Совет возвел на русский престол Анну Иоанновну, племянницу Петра Великого. Объединение высшей аристократии ожидало, что сможет ограничить власть будущей монархини, но без результата.

30 января 1801 года государь Павел I подписал манифест о присоединении большой части Грузии к территории Российской империи.

Гарсеван Чавчавадзе почти два десятилетия выполнял для своей родной страны нелегкую миссию. 18 лет он был полномочным министром Грузии в России, делая все возможное, чтобы его народ стал частью Российской империи. Эта работа началась с момента подписания Георгиевского трактата в 1783 году, когда царь Картли-Кахетии, основной части Грузии, признавал себя вассалом русского монарха. Летом 1797 года в Москве состоялась коронация нового государя Павла, и князь Чавчавадзе ожидал от него подтверждения прежней помощи и прежних отношений. Однако ответа все не было. Уже в декабре грузинский князь писал на высочайшее имя:

Гарсеван Чавчавадзе

«Великий Государь, удостой расторгнуть недоумение мое и ожидание всей Грузии милостивейшим на сие ответом, дабы царь мой и народ его, оставаясь в недоумении <…> обетами того священного трактата, не были доведены до совершенной гибели…»

Это древнее Кавказское царство было в совершенно беззащитном положении. В окружении враждебных мусульманских государств. Без военной поддержки России. Да еще с расстроенными внутренними делами. Только что умер прежний царь Ираклий II, на престоле оказался его сын Георгий XII, чьи права активно оспаривали многочисленные братья. Вскоре Картли-Кахетинский царь сделал новую попытку добиться расположения могущественного соседа. Осенью 1799 года он написал своему послу в Россию князю Чавчавадзе:

«Предоставьте им все мое царство <…> их власти и попечению, чтобы с этих пор царство картлосианов считалось принадлежащим державе Российской с теми правами, которыми пользуются находящиеся в России другие области».

Ираклий II, Георгий XII

Положение было серьезным, стоял вопрос выживания древнего христианского царства. И вот все-таки Павел I принял положительное решение. Он лично назначил командира грузинской экспедиции, им стал генерал Иван Лазарев. Из Моздока через Кавказский хребет, через уже заснеженные перевалы, русский полк двинулся в Грузию. 26 ноября под колокольный звон, под крики ликования солдаты вошли в столицу Картли-Кахетии. Все окружающие ясно понимали значение этой помощи своим единоверцам.

Спустя ровно год части генерала Лазарева вместе с грузинским ополчением отбили очередное недружественное нашествие. И уже тогда князь Чавчавадзе вручил государю Павлу так называемые «просительные пункты» (16 штук), в которых от имени Георгия XII он снова воззвал к вхождению Грузии в состав России. И спустя два дня Павел I заявил об «апробации» этих пунктов.

Павел I

Справедливости ради скажем, что дальнейшие события были неожиданны для правящей в Картли-Кахетии династии. Умиравший тогда старый царь Георгий XII желал, чтобы его страна была принята в лоно православной империи, однако тогда же он хотел сохранения своей династии на прежнем месте. Конечно, такое половинчатое решение было труднореализуемо. 30 января 1801 года император Павел издал новый манифест, в котором подтверждал вхождение Картли-Кахетии в состав России, однако прежнюю грузинскую династию он отменял.

Вскоре и в Петербурге произошла смена первого лица. На троне оказался сын Павла Александр I. И он еще какое-то время сомневался в верности принятого решения. Самые близкие ему люди, так называемый Негласный комитет, считали, что присоединение Грузии только доставит неприятности империи. И все же дело сближения двух православных народов зашло очень далеко. Грузия на целую эпоху превратилась в неотъемлемую часть Российской империи. А последний царь Картли-Кахетии Давид был переведен в Петербург, где занял свое почетное место в Сенате.

Георгиевский трактат

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера