6 марта. 300-летие дома Романовых

6 марта 1913 года по всей России начались торжества, посвященные 300-летию дома Романовых.

Высочайший манифест, обнародованный к юбилею, даровал многочисленные милости подданным: была опубликована большая программа благотворительных акций, объявлялось о льготах малоимущим и амнистия осужденных, были прощены многие задолженности. Этот день был объявлен «неприсутственным для всей империи», то есть, выходным.

Ранним утром 6 марта 21 пушечный выстрел из Петропавловской крепости Санкт-Петербурга возвестил о начале торжеств. В Казанском соборе в ожидании молебна собрались депутаты, дипломаты, представители дворянства и городских сословий, крестьянские старшины – более трех тысяч человек.

Николай II принимает участие в торжественном молебне на Красной площади

А из Зимнего дворца по Невскому проспекту тем временем двигалась блистательная процессия: эскорт в черных черкесках, коляски и кареты, запряженные белыми лошадьми, в которых восседала вся царская фамилия.

К вечеру на улицах набрало силу народное гулянье. Столичные торжества были только началом всероссийского праздничного марафона. В мае 1913 года царская семья отправилась в паломничество по памятным для династии местам, проделанное еще Михаилом Романовым, с места его рождения до столицы.

Романовы посетили Владимир, Суздаль и село Боголюбово, где жил и скончался князь Андрей Боголюбский. На Верхней Волге они сели на пароход и поплыли в старинную вотчину Романовых – Кострому, из которой в марте 1613 года Михаил был приглашен на престол. В этом городе император посетил земскую выставку с весьма своеобразным экспонатом: громадным обрубком старой сосны, которая являлась ровесницей первых лет царствования дома Романовых. Причем наслоения на срубе этого массивного дерева, обозначающие количество лет, были раскрашены по царствованиям русских самодержцев. Золотая полоса знаменовала эпоху первого царя Михаила Федоровича.

Мизаил Федорович и Николай Александрович

Великая княгиня Ольга Александровна вспоминала о волжской поездке:

«Когда наш пароход проплывал по Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих по грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд царя».

По поводу юбилея высказались и первые отечественные кинематографисты. С чисто русским азартом непосредственно к дате было создано несколько фильмов. Главная интрига развивалась между кинокомпаниями двух Александров: Ханжонкова и Дранкова. По благословению императора они сняли почти идентичные фильмы: «Воцарение дома Романовых» и «Трехсотлетие царствующего дома Романовых». И хотя прокат не обошелся без скандала – Дранков даже писал доносы на коллегу-конкурента с тем, чтобы потеснить его с рынка – по тем временам это были настоящие блокбастеры. Их покупали и для показа в Европе. И Николай II в своем дневнике оставил благожелательный отзыв об одном из фильмов.

К 300-летию дома Романовых

Ну, и конечно, вся Россия отозвалась на большой юбилей постройкой множества храмов. В Твери, Ельце, Вильно, Петербурге… Два самых выдающихся, это конечно, так называемый Феодоровский собор в столице. Построенный из железобетона, он удивительно напоминал памятники древнего русского зодчества. И это завершенный к сентябрю 1913 года Крестовоздвиженский собор в Верхотурье. Он получился едва ли не третьим по величине во всей Российской империи.

На открытие ждали государя, но он приехать не смог. Зато Верхотурье посетила сестра его супруги, великая Елизавета Федоровна.

Народный дом Императора Николая II в Санкт-Петербурге, украшенный к празднованию 300-летия дома Романовых

Вторично Елизавета Федоровна окажется в этих местах уже в 1918 году. Но уже при куда более трагичных обстоятельствах. Под Алапаевском ее казнят и сбросят в шахту. Буквально за 5 лет с момента юбилея династии, Россия проделает большой путь…

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера